программа дополнительного По дороге к азбуке

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 40»

Программа дополнительного образования
« По дороге к Азбуке»
Срок реализации и программы 4 года
Возрастная группа детей 3-4, 4-5,5-6,6-7 лет

Составитель: Терещенко С.В., учитель - логопед
1 квалификационной категории

ГО Верхняя Пышма

1

№

СОДЕРЖАНИЕ

п.п.
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цель и задачи программы
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы
1.2. Планируемые результаты освоения программы. Целевые ориентиры на этапе
завершения освоения Программы
1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе
2. Содержательный раздел
2.1.
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлением
развития ребенка, представленной в пяти образовательных областях
- «Социально - коммуникативное развитие»
- «Познавательной развитие»
- «Речевое развитие»
- «Художественно-эстетической развитие»
- «Физическое развитие»
2.2. Взаимодействие взрослых с детьми
2.3. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников
3. Организационный раздел
3.1. Психолого - педагогическое условия, обеспечивающие развитие ребенка
3.2. Организация предметно - пространственной среды
3.3. Кадровые условия реализации Программы
3.4. Материально-технического обеспечения программы
3.5. Финансовые условия реализации Программы
3.6. Планирование образовательной деятельности
3.7. Мониторинг достижения детьми планируемых
3.8. Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы
и обеспечивающих ее реализацию нормативно - правовых, финансовых, научно методических, кадровых, информационных и материально - технических
ресурсов
3.9. Перечень нормативных и нормативно - методических документов
3.10. Перечень литературных источников
Приложение № 1
Приложение № 2

Страница
4
4
5
5
6
7
9
9

10
11
11
11
12
12
13
14
15
16
17

18
19
20
22

2

Информационная карта
Учреждение: МАДОУ «Детский сад № 40»
Название программы: «По дороге к азбуке»
Тип программы: «Речевое развитие»
Вид программы: развивающая
Направление деятельности: речевое
6. Продолжительность освоения программы: 1 год (2 раз в неделю)
7. Количество участников: 15 человек
8. Возраст воспитанников: 3-4 год
9. Форма организации: групповая
10. Продолжительность занятия: 15 мин.
1.
2.
3.
4.
5.

3

Целевой раздел Пояснительная записка
Дошкольный возраст - важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане
развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки
общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение
правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу
ряда причин этот процесс затягивается.
В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень
развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего.
В средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих:
отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, ребенок не умеет
правильно построить фразу и, тем более, составить рассказ по картинке. Очень часто речевое
нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом
развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической
помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее.
В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми
расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений
представляется на сегодняшний день очень актуальной.
Дополнительная образовательная программа «Веселый язычок» является пропедевтической
перед занятиями по коррекции звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте, она дает
возможность охватить логопедическим воздействием всю группу детей и запустить механизм
самокоррекции.
Дополнительная образовательная программа «По дороге к азбуке» позволяет оказывать
специализированную логопедическую помощь детям 3-4 лет, которые, в силу их возраста, не могут
быть зачислены на индивидуальные логопедические занятия.
Программа « По дороге к Азбуке» разработана на основе. образовательной программы
речевого развития детей дошкольного возраста / Т.Р. Кислова; под науч. ред. Р.Н. Бунеева, Е.В.
Бунеевой, а также собственные методические разработки и пособия автора программы. Данная
программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и
методик в области профилактики и коррекции речевых нарушений у детей.
В основу планирования Программы положен комплексно-тематический принцип. Таким
образом, осуществляется взаимосвязь с занятиями воспитателей и узких специалистов и
закрепление пройденного лексического материала каждой темы посредством разнообразных
речевых игр и упражнений.
Новизна программы заключается в разработке, изготовлении и применении лексического
материала, учитывающего возрастные особенности детей. Это позволяет создать условия для более
успешного развития речевого потенциала каждого ребенка. Дополнительная образовательная
программа для детей младшего дошкольного возраста «Веселый язычок» составлена в соответствии
с действующими нормативно-правовыми документами и локальными актами:
• Федеральным законом «Об образовании в российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273ФЗ;
• Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования от
17.10.2013 г. № 1155;
• Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (статья 4)
• Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания
платных образовательных услуг»;
• Приказом Минобрнауки РФ от 25.10.2013 N 1185 "Об утверждении примерной формы
договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам»
(Зарег, в Минюсте России 24.01.2014 N 31102);
• Уставом Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 31»;
• Локальными актами МАДОУ «Детский сад № 40».
Цель и задачи Программы
Цель программы: создание благоприятных условий для профилактики нарушения
4

звукопроизношения у детей 3-4 лет в условиях дошкольного учреждения.
Задачи:
1. Развитие слухового внимания и слухового восприятия, фонематического слуха.
2. Развитие моторики артикуляционного аппарата.
3. Развитие дыхания.
4. Развитие мелкой моторики.
5. Формирование умения регулировать силу голоса.
6. Работа над интонационной выразительностью речи (использование логических пауз, ударений,
мелодики, темпа, ритма, тембра).
7. Расширение словарного запаса.
8. Формирование связной речи.
9. Воспитание культуры речевого общения.
Принципы и подходы к формированию программы В программе заложены следующие основные
принципы:
• Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие
ребенка;
• Сочетает и взаимосвязывает принципы научной обоснованности и практической
применяемости (содержание программы должно соответствовать основным положениям в
логопедии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации массовой
практике дошкольного образования);
• Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать
поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально
приближаться к разумному «минимуму»);
• Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса
образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируется
такие знания и умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию
детей дошкольного возраста;
• Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
• Основывается на комплексно тематическом принципе построения образовательного
процесса;
• Предполагает построение коррекционного процесса на адекватных возрасту формах работы с
детьми в виде игр, бесед, чтения, наблюдения и др.
1.1.2. Планируемые результаты освоения программы.
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы
В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности
дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста
конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены
в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные
характеристики возможных достижений ребенка к концу дошкольного образования.
Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых
ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития
ребенка. Основные характеристики развития ребенка представлены в виде изложения возможных
достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства.
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы
Произношение детей 3 - 4 лет характеризуется рядом особенностей:
Согласные произносятся смягченно («лезецька» - ложечка).
Свистящие звуки с, з, ц произносятся недостаточно четко, пропускаются («абака» - собака,
«амок» - замок); заменяются с - ф («фобака» - собака), з - в («вамок» - замок), ц - ф («фыпленок» цыпленок), с - т («тобака» - собака), з - д («дамок» - замок), ц - т («тветок» - цветок).
Шипящие звуки ш, ж, ч, щ произносятся недостаточно четко, пропускаются («апка» - шапка,

5

«ук» - жук и др.); зам еняются ш - с, ф («сапка», «фапка» - шапка), ж з,в («зук», «вук» - жук), ч - ц,ть («оцки», «отьки» - очки), щ - сь, ть («сетка», «тетька» - щетка).
Звуки л и р пропускаются («ампа» - лампа, «ука» - рука); заменяются звуками ль («лямпа» лампа, «люка» - рука), й («ямпа» - лампа, «юкка» - рука).
В конце учебного года у детей должна выработаться четкая, точная, координированная работа
артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба). Так же: Дети:
• понимают обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
• фонетически правильно оформляют звуковую сторону речи в соответствии с параметрами
возрастной нормы;
Родители (законные представители):
• Повышение психолого-педагогической культуры родителей в вопросах профилактики и
коррекции отклонений в речевом развитии ребенка.
Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе Оценивание
качества образовательной деятельности, осуществляемого Учреждением по Программе,
представляет собой важную составную часть данной образовательной деятельности, направленную
на ее усовершенствование.
Концептуальные основания такой оценки определяются требованиями Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации», а также Стандарта, в котором определены государственные
гарантии качества образования.
Оценивание качества, т. е. оценивание соответствия образовательной деятельности, реализуемого
Учреждением, заданным требованиям Стандарта и Программы в дошкольном образовании
направлено в первую очередь на оценивание созданных Учреждением условий в процессе
образовательной деятельности.
Система оценки образовательной деятельности, предусмотренная Программой, предполагает
оценивание качества условий образовательной деятельности, обеспечиваемых Учреждением,
включая
психолого-педагогические,
кадровые,
материально-технические,
финансовые,
информационно-методические, управление Учреждением и т. д.
Программой не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности
Учреждением на основе достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.
Целевые ориентиры, представленные в Программе:
• Не подлежат непосредственной оценке;
• Не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного
уровня развития детей;
• Не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;
• Не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям
образовательной деятельности и подготовки детей;
• Не являются непосредственным основанием при оценке качества образования. Программа
предоставляет Учреждению право самостоятельного выбора инструментов педагогической и
психологической диагностики развития детей, в том числе, его динамики.
В соответствии со Стандартом и принципами Программы оценка качества образовательной
деятельности по Программе:
1) поддерживает ценности развития и позитивной социализации ребенка дошкольного возраста;
2) учитывает факт разнообразия путей развития ребенка в условиях современного
постиндустриального общества;
3) ориентирует систему дошкольного образования на поддержку вариативности используемых
образовательных программ и организационных форм дошкольного образования;
4) обеспечивает выбор методов и инструментов оценивания для семьи, образовательной
организации и для педагогов Организации в соответствии:
- с разнообразием вариантов развития ребенка в дошкольном детстве,
- разнообразием вариантов образовательной среды,
- разнообразием местных условий в разных регионах и муниципальных образованиях Российской
Федерации;

6

5) представляет собой основу для развивающего управления программами дошкольного
образования на уровне Учреждения, учредителя, региона, страны, обеспечивая тем самым качество
основных образовательных программ дошкольного образования в разных условиях их реализации в
масштабах всей страны.
Система оценки качества реализации программ дошкольного образования на уровне Учреждения
должна обеспечивать участие всех участников образовательных отношений и в то же время
выполнять свою основную задачу - обеспечивать развитие системы дошкольного образования в
соответствии с принципами и требованиями Стандарта. Программой предусмотрены следующие
уровни системы оценки качества:
Внешняя оценка Учреждения, в том числе независимая профессиональная и общественная оценка.
На уровне образовательного учреждения система оценки качества реализации Программы решает
задачи:
• Повышения качества реализации программы дошкольного образования;
• Реализации требований Стандарта к структуре, условиям и целевым ориентирам основной
образовательной программы дошкольного учреждения;
• Обеспечения объективной экспертизы деятельности Учреждения в процессе оценки качества
программы дошкольного образования;
• Задания ориентиров педагогам в их профессиональной деятельности и перспектив развития
самого Учреждения;
• Создания оснований преемственности между дошкольным и начальным общим
образованием.
Важнейшим элементом системы обеспечения качества дошкольного образования в Учреждении
является оценка качества психолого-педагогических условий реализации основной образовательной
программы, и именно психолого-педагогические условия являются основным предметом оценки в
предлагаемой системе оценки качества образования на уровне Учреждения. Это позволяет
выстроить систему оценки и повышения качества вариативного, развивающего дошкольного
образования в соответствии со Стандартом посредством экспертизы условий реализации
Программы. Ключевым уровнем оценки является уровень образовательного процесса, в котором
непосредственно участвует ребенок, его семья и педагогический коллектив Учреждения.
Система оценки качества предоставляет педагогам и администрации Учреждения материал для
рефлексии своей деятельности и для серьезной работы над Программой, которую они реализуют.
Результаты оценивания качества образовательной деятельности формируют доказательную основу
для изменений основной образовательной программы, корректировки образовательного процесса и
условий образовательной деятельности. Важную роль в системе оценки качества образовательной
деятельности играют также семьи воспитанников и другие субъекты образовательных отношений,
участвующие в оценивании образовательной деятельности Учреждения, предоставляя обратную
связь о качестве образовательных процессов Учреждения.
2. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития
ребенка, представленных в пяти образовательных областях
Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей
в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие
определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
- «Социально-коммуникативное развитие»;
- «Познавательное развитие»;
- «Речевое развитие»;
- «Художественно-эстетическое развитие»;
- «Физическое развитие».
Социально-коммуникативное развитие в программе «Веселый язычок» направлено становление
самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие
социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, формирование
готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к
7

различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме,
природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и
познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания;
развитие воображения и творческой активности.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение
активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической
речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи,
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностносмыслового
восприятия и понимания русского фольклора, творческой деятельности детей (изобразительной,
конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких
физических качеств, как координация и гибкость; координации движения, крупной и мелкой
моторики обеих рук.
2.2. Взаимодействие взрослых с детьми
Современная практика и основные тенденции развития дошкольного образования,
определенные ФГОС ДО, ставят перед педагогом профессиональные задачи, требующие широких
психолого-педагогических знаний о ребенке-дошкольнике и закономерностях его развития. О
дошкольном детстве в целом, способности учитывать индивидуальные особенности каждого
ребенка, реализовывать деятельностные технологии организации совместной работы взрослого и
детей, самих детей и строить развивающее образование.
Совместная деятельность взрослого и детей, направленная на становление первичной
ценностной ориентации и социализации.
Особенностью реализации принципов построения воспитательно-образовательной работы с
детьми является педагогическое взаимодействие как уникальный вид педагогической деятельности,
наполненный, социальным смыслом и направлен (родителем и педагогом) на целостное развитие
личности. Педагогическое взаимодействие понимается как процесс, происходящий между
педагогом (родителем) и ребенком в ситуации непосредственного педагогического общения, а также
в ситуации предвосхищения.
Педагог прогнозирует и проектирует условия, средства и методы, которые являются
наиболее эффективными в конкретной ситуации взаимодействия, учитывает время, место,
предметно-пространственную среду, эмоциональную атмосферу, обеспечивает активное участие в
совместной деятельности, согласовывает действия, оказывает помощь и поддержку, координирует
действия.
Взаимодействие может протекать в форме прямого общения, в процессе непосредственного
контакта между взрослым и ребенком или в косвенной, опосредованной форме, осуществляемой
через предлагаемые особым образом мотивированные действия, через объекты природной среды,
предметы пространственного окружения, через других людей (детский коллектив, партнеров по
деятельности) или сказочных персонажей.
Основные формы совместной деятельности взрослых и детей:
Форма организации детей: фронтальная.
Занятие строится в форме единой сюжетной линии. Главный герой занятий кружка и любимец детей
- игрушка лягушка Говорушка, у которого много друзей среди игрушек. По мере изучения тем, дети
знакомятся с разными персонажами, которых приглашает с собой Говоруша: бегемотиком Жужей,
змейкой Шушей, лошадкой динь-динь, Иришкой- говоришкой и др. Эти персонажи логопедические игрушки - надеваются на руку взрослого и оживляют эмоциональное общение
педагога с детьми.
Вовлечение детей в сюжет становится для них эмоционально значимым, позволяет раскрыть
их личностные качества, преодолеть речевой негативизм, воспитывает чувство взаимопомощи.
Частая смена и, соответственно, новизна заданий увеличивают концентрацию внимания,
8

снижают утомляемость малышей; дозированность заданий способствует прочности усвоения
материала.
В содержание занятий включены следующие виды работы:
Артикуляционная гимнастика, самомассаж органов артикуляции.
Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти.
Дыхательные и фонопедические упражнения.
Упражнения на развитие темпа, ритма и координации речи и движений с музыкальным
сопровождением (логоритмика) и без музыкального сопровождения.
Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук. Лексикограмматические упражнения и упражнения для формирования связной речи. Упражнения на
расслабление (релаксация).
Для оздоровления детей, снятия мышечного и нервного напряжения используются нетрадиционные
методы, такие как элементы Су - джок терапии, самомассаж ладоней и стоп ипликатором Кузнецова,
массажными мячиками, игры с бельевыми прищепками, кинезиологические упражнения. Для
активизации внимания детей на занятии применяются средства ИКТ.
2.3. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников
Совместная работа родителей и детей по изготовлению поделок удовлетворяет потребность
ребенка в активной деятельности, стремление выполнять работу дает реальное воплощение мысли,
фантазии.
Основными задачами взаимодействия детского сада с семьей являются:
- изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения,
развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
- создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества,
способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми,
возникновению чувства единения, радости, гордости за полученные результаты;
- поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям
ребёнка и создание необходимых условий для их удовлетворения в семье. Работу с родителями
следует строить, придерживаясь следующих этапов.
1. Знакомство с семьей.
- Проведение экспресс-опроса, анкетирования с целью изучения их потребностей. Анализирование
потребностей родителей.
2. Информирование родителей о ходе образовательной деятельности
- Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей, «Дни открытых дверей», информационные
стенды.
Таким образом, взаимодействию детского сада и семьи следует уделять достаточное
внимание с учётом комплексного подхода к решению данной задачи. Это направление является
одним из мостиков, по которому идут вместе детский сад и семья, чтобы вместе с ребёнком быть
счастливыми и активными членами общества, способными справиться с любой жизненной задачей,
а применение разнообразных методов и форм работы с семьями превращают сотрудничество
педагогов и родителей в нашем детском саду в увлекательный, творческий, взаимно обогащающий
процесс. И это будет прочным фундаментом дальнейшего художественно - эстетического развития
формирующейся личности ребёнка.
Организационный раздел 3.1.

Психолого - педагогические условия, обеспечивающие развитие
ребенка
Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий,
обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными
возможностями и интересами.
1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких
ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности,
партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и
жизненных навыков.
9

2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской
успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование
самооценки.
3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.
4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социальнокоммуникативному, познавательному, речевому, художественноэстетическому развитию ребенка и
сохранению его индивидуальности.
5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной
(производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению
культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и
самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.
6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного
возраста.
7. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных
компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования
ребенка, а также владения правилами безопасного пользования Интернетом, предполагающее
создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по Программе.
3.2. Организация предметно-пространственной среды
Предметно - пространственная среда - совокупность условий, целенаправленно создаваемых в
целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметнопространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально
организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей
старшего дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа,
охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность
общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста),
двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно
насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Развивающая среда:
Размещение в группах альбомов с примерами артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр,
динамических упражнений, массажа, дыхательных упражнений, мимических упражнений.
Размещение в группах атрибутов различных игр для самостоятельной деятельности детей.
Центр
Предметно - пространственная среда
Цент речевого развития
Материалы и инструменты:
-Стол для детей на 2 рабочих места
-Стол для взрослого
-Стулья для детей
-Стол на колесиках
-Ноутбук
-Доска переносная -Дидактический материал.
-Игровые атрибуты.
-Музыкальные инструменты.
-Аудио - видеоматериалы.
-Живые игрушки (преподаватели или дети, одетые
соответствующие костюмы).
-Коврики для проведения релаксации.
-Техническое оснащение занятий.
-Индивидуальные зеркала.

в

10

3.3. Кадровые условия реализации программы
Ф.И.О.

Должность
Образование

Терещенко С.В

34 лет
Учитель - логопед
Высшее педагогическое

Стаж

3.4. Материально - техническое обеспечение Программы
Результат реализации программы во многом зависит от подготовки помещения,
материально-технического оснащения и учебного оборудования.
Детская мебель соответствует СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарноэпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных учреждений». К работе в объединении дети приступают после проведения
воспитателем соответствующего инструктажа по правилам техники безопасности.

11

Направление
дополнительного
образования

Модули

Вводное занятие.
Правила техники
безопасности.

Художественно - эстетическое

Артикуляционная
гимнастика
«Свистелочки»

Артикуляционная
гимнастика
«Звенелочки»

Артикуляционная
гимнастика
«Шипелочки»

Артикуляционная
гимнастика

Необходимое оборудование

Стол для детей на 2 рабочих места
Столы для взрослых
Стулья для детей
Стол на колесиках
Доска переносная
Музыкальные инструменты
Индивидуальные зеркала.
Стол для детей на 2 рабочих места

Количество

5
1
10
1
1
10
10
5

Столы для взрослых

1

Стулья для детей

10

Предметные картинки

1 комплект

Дыхательные тренажеры

10

Индивидуальные зеркала.

10

Стол для детей на 2 рабочих места

5

Столы для взрослых

1

Стулья для детей

10

Стол на колесиках

1

Дыхательные тренажеры

10

Предметные картинки

1 комплект

Индивидуальные зеркала.

10

Стол для детей на 2 рабочих места

5

Столы для взрослых

1

Стулья для детей

10

Дыхательные тренажеры

1

Предметные картинки

1 комплект

Индивидуальные зеркала.

10

12

«Жужалочки»

Артикуляционная
гимнастика «Сказки»

Стол для детей на 2 рабочих места

5

Столы для взрослых

1

Стулья для детей

10

Дыхательные тренажеры

1

Предметные картинки

1 комплект

Ноутбук

1

Индивидуальные зеркала.

10

Стол для детей на 2 рабочих места

5

Столы для взрослых

1

Стулья для детей

10

3.5. Финансовое обеспечение реализации Программы
Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие
творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в
интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры
здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их
свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в
обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших
выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей
должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. К освоению
дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления
требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой
образовательной программы. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и
сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и
утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
3.6. Планирование образовательной деятельности
Программа «Веселый язычок» рассчитана на 1 год с детьми младшего дошкольного
возраста. Для успешного усвоения программы занятия численность детей в группе кружка
должна составлять не более 10 человек Продолжительность занятия составляет 15 мин. Занятия
проводятся восемь раз в месяц с сентября по май.
Количество занятий
Октябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Итого за месяц
Ноябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Итого за месяц
Декабрь

1 год обучения
2
2
2
2
8
2
2
2
2
8

13

1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Итого за месяц
Январь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Итого за месяц
Февраль
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Итого за месяц
Март
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Итого за месяц
Апрель
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Итого за месяц
Май
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Итого за месяц
Итого за год

2
2
2
2
8
2
2
2
6
2
2
2
2
8
2
2
2
2
8
2
2
2
2
8
2
2
2
2
8
62

Условия реализации программы:
• Наличие материально - технического обеспечения;
• Систематичность посещения кружка Программа « По дороге к Азбуке»
• Участие детей, посещающих кружок, в конкурсах детского творчества.

14

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 31»

Утверждаю
Заведующий МАДОУ «Детский сад № 40»
__________________ Т.Ю.Басанова
« _____»________________ 2022 года

Учебный план для детей младшего дошкольного возраста по дополнительной образовательной программе
«По дороге к азбуке» срок реализации один год

ГО Верхняя Пышма

15

Направление
дополнительного
образования

Речевое развитие

Количество часов
Модули

Теория

Практика

Всего

Ознакомление кружковцев с режимом работы кружка, содержанием
предстоящей работы. Правила техники безопасности.
Артикуляционная гимнастика «Свистелочка»

1
1

10

11

Артикуляционная гимнастика «Звенелочка»

1

13

14

Артикуляционная гимнастика «Шипелочка»

1

10

11

Артикуляционная гимнастика «Жужалочка»

1

13

14

Артикуляционная гимнастика «Веселые сказки»

1

10

11

Общее количество занятий за год:

6

56

62

1

16

3.7. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов
Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из того, насколько
ребёнок успешно освоил тот практический материал, который должен был освоить. В связи с
этим, два раза в год проводится диагностика уровня развития конструктивных способностей.
Формы
Виды диагностики
Выявление детей с проблемами в развитии
речи Первичное обследование детей группы
Диагностика и обследование:

Беседа,
диагностических
материалов.

Сентябрь
Срок

Сентябрь

1. Г рамматический строй родного языка
2.Обследование звукопроизношения
3.Обследование словаря детей
4.
Состояние связной речи у
детей 5.Обследование мелкой моторики рук
и мимической артикуляции 6.Обследование
фонематического слуха детей

Диагностические материалы,
тесты, тесты - игры, тесты упражнения

Динамические наблюдения в процессе
обучения; промежуточные срезы
Наблюдение

Альбом для обследования
детей
с
речевыми
нарушениями
(Иншаков
К.Л.) ____________________
Январь
Май

набор
Стартовая/ итоговая логопедическая диагностика Фамилия, имя ребенка
Диагностические показатели

Результаты обследования

Строение и функции артикуляционного аппарата
Темпо-ритмическая
организация речи
Произношение звуков

и

интонационно-мелодическая

Слоговая структура слова
Словарный запас
Г рамматический строй речи
Связная речь
Звукопроизношение
1 - Нарушены все основные группы звуков. Не дифференцирует звуки (плохо различает на
слух и при произношении). Нарушена просодика речи. Речь смазанная, неразборчивая.
2 - Страдает несколько групп звуков. Речь недостаточно интонационно выразительная.
Может по подражанию повторить некоторые звуки правильно, но в спонтанной речи стойкие
нарушения.
3 - Изолированно все звуки в норме, но в спонтанной речи отмечается
недифференцированность в определенных фонетических группах. Звуки определённых групп
смешивает, различает на слух плохо.

17

4 - Нарушение звукопроизношения одной группы звуков. Звуки дифференцирует. Способен
регулировать темп речи и речевое дыхание.
5 - Правильное, отчетливое произношение всех звуков. Умение дифференцировать звуки.
Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания.
Словарный запас
1 - Для обобщения пользуется главным образом лепетными словами, звукоподражанием.
Пассивный словарь значительно превышает активный. В речи преобладают односложные и
двусложные слова.
2 - В речи использует искаженные общеупотребительные слова. Называет предметы, действия,
некоторые признаки. Пользуется простыми предложениями в элементарных значениях.
Словарь ограничен рамками обиходно-бытовой лексики.
3 - Недостаточное развитие активного словаря. Преобладает бытовая лексика. Владеет мало
обобщающими понятиями. Испытывает затруднения при подборе синонимов, некоторых
антонимов. Заменяет слова близкие по ситуациям и внешним признакам.
4 - Называет обобщающие понятия. Определяет и называет
местоположение предмета. Допускает ошибки при назывании профессии. Недостаточно полно
называет признаки предметов. Использует в речи антонимы, допускает ошибки при
употреблении синонимов. Допускает ошибки в употреблении сложных предлогов.
5 - Лексика в норме.
Г рамматический строй
1 - Не различает грамматические формы.
2 - Смешивает падежные формы. Употребляет числа и рода глаголов при изменении по
числам. Предлоги отсутствуют. Речь резко аграмматична.
3 - Затрудняется в образовании глаголов при помощи суффиксов. Много ошибок при
употреблении приставочных глаголов. Наблюдаются аграмматизмы при образовании
существительных Р.п.; множ. числа. Допускает ошибки при словоизменении и
словообразовании. Характерные ошибки в употреблении предлогов.
4 - Наблюдаются незначительные ошибки при согласовании в предложении
существительных с числительными и при образовании форм мн. числа прилагательных, т.е.
при словообразовании и словоизменении. Составляет простые, и некоторые формы сложных
предложений.
5 - Развитие грамматического строя речи в норме.
Связная речь
1 - Ребенок не может составить рассказ. Затрудняется отвечать на вопросы. Если использует
помощь взрослого - отвечает, но односложно. Связная речь резко аграмматична.
2 - Односложно отвечает на вопросы взрослого при рассматривании предметов и картин.
Повторяет за взрослым рассказ из трёх предложений только при помощи наводящих вопросов.
Использует вопросно-ответную форму. Испытывает значительные затруднения при
составлении рассказа-описания.
3 - Составляет небольшой рассказ по содержанию сюжетной картины самостоятельно. Речь
часто не последовательна, носит схематичный характер. Могут наблюдаться пропуски или
перемещения смысловых звеньев рассказа. Предложения односложные, лексика лаконичная.
Не всегда определяет скрытый смысл рассказа.
4 - Составляет небольшой рассказ по сюжетной картине или о предмете самостоятельно. Речь
логична, последовательна. Допускает незначительные лексико-грамматические ошибки при
построении предложений.
5 - Самостоятельно составляет рассказ о предмете или по картинке, серии сюжетных картин.
Рассказ носит творческий характер.
Артикуляционная моторика
1 - Объём артикуляционных движений ограничен. Мимика бедна (не может наморщить лоб,
подмигнуть глазом и т.д.). Наличие дефектов в строении артикуляционного аппарата, таких как
неправильный прикус (открытый передний, прогения, прогнатия, отсутствие передних зубов,

18

лишние зубы и т.д.), укороченная подъязычная уздечка и т.д.
2 - Неполный объём артикуляционных движений, смазанность. Неточное выполнение
статических
артикуляционных
упражнений.
Недостаточная
переключаемость
артикуляционных укладов. Могут наблюдаться синкинезии (содружественные движения
нижней челюсти), незначительный тремор кончика языка.
3 - Статические упражнения выполняет близко к норме, при выполнении динамических
испытывает некоторые затруднения и неточности.
4 - Выполняет почти все упражнения, не хватает точности движений, динамичности и
переключаемости.
5 - Строение и подвижность органов артикуляции в норме, без особенностей.
Мелкая моторика
1 - Мелкая моторика ограничена. С трудом выполняет статические пробы. Наблюдается
наличие гиперкинезов, тремора.
2 - Испытывает затруднения при выполнении динамических проб. Тонус вялый, сила кисти
недостаточна.
3 - Выполняет статические и динамические пробы, но испытывает затруднения при
выполнении ассиметричных движений обеими руками.
4 - Почти точно выполняет все пробы и движения, не хватает точности и переключаемости.
Затруднения при шнуровании, ориентировке в ассиметричных движениях.
5 - Мелкая моторика соответствует возрастным нормам.
Слоговая структура
1 - Слоговая структура грубо нарушена. Наблюдается сокращение числа слогов.
2 - Наблюдается множество ошибок при передаче звуконаполняемости слов разной слоговой
структуры. А именно перестановки и замены звуков и слогов; повторение слогов; добавление
лишних.
3 - Допускает ошибки (перестановки слогов) при передаче звуконаполняемости слов сложной
слоговой структуры.
4 - Незначительные ошибки произношения слов (смазанность) в виду сложной слоговой
структуры.
5 - Слоговая структура в норме.
Оценочные баллы:
1 - очень низкий
2 - низкий
3 - средний
4 - выше среднего
5 - норма
3.8 Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы и
обеспечивающих ее реализацию нормативно - правовых, финансовых, научно - методических,
кадровых, информационных и материально - технических
ресурсов
Совершенствование и развитие Программы и сопутствующих нормативных и правовых,
научно-методических, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов
предполагается осуществлять с участием научного, экспертного и широкого
профессионального сообщества педагогов дошкольного образования, федеральных,
региональных, муниципальных органов управления образованием Российской Федерации,
руководства Организаций, а также других участников образовательных отношений и сетевых
партнеров по реализации образовательных программ (далее - Участники совершенствования
Программы).
Организационные условия для участия вышеуказанной общественности в
совершенствовании и развитии Программы будут включать:
— предоставление доступа к открытому тексту Программы в электронном и бумажном виде;

19

— предоставление возможности давать экспертную оценку, рецензировать и комментировать
ее положения на открытых научных, экспертных и профессиональнопедагогических семинарах,
научно-практических конференциях;
— предоставление возможности апробирования Программы, а также совместной реализации с
вариативными образовательными программами на базе экспериментальных площадок и других
заинтересованных организаций, участвующих в образовательной деятельности и обсуждения
результатов апробирования с Участниками совершенствования Программы.
В целях совершенствования нормативных и научно-методических ресурсов Программы
запланирована следующая работа.
1. Разработка и публикация в электронном и бумажном виде:
— научно-методических материалов, разъясняющих цели, принципы, научные основы и
смыслы отдельных положений Программы;
—
нормативных и научно-методических материалов по обеспечению условий реализации
Программы;
— научно-методических материалов по организации образовательного процесса в
соответствии с Программой;
—
практических материалов и рекомендаций по реализации Программы.
2. Апробирование разработанных материалов в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность на дошкольном уровне общего образования.
3. Обсуждение разработанных нормативных, научно-методических и практических
материалов с Участниками совершенствования Программы, в т. ч. с учетом результатов
апробирования, обобщение материалов обсуждения и апробирования.
4. Внесение корректив в Программу, разработка рекомендаций по особенностям ее реализации
и т. д.
5. Регулярное научно-методическое консультационно-информационное сопровождение
Организаций, реализующих Программу.
Развитие информационных ресурсов, необходимых для разработки и утверждения основных
образовательных программ Организаций с учетом Программы и вариативных образовательных
программ дошкольного образования, направлено на осуществление научно-методической,
научно-практической поддержки Организаций и предполагает создание веб-страницы
Программы, которая должна содержать:
—тексты нормативно-правовой документации дошкольного образования,
— перечни научной, методической, практической литературы,
— перечни вариативных образовательных программ дошкольного образования, а также
дополнительного образования детей дошкольного возраста,
— информационные текстовые и видеоматериалы,
—разделы, посвященные обмену опытом;
— актуальную информацию о программах профессиональной подготовки, переподготовки и
дополнительного образования,
—
актуальную информацию о проведении научно-практических и обучающих семинаров,
тренингов и вебинаров, конференций.
Совершенствование материально-технических условий, в т. ч. необходимых для создания
развивающей предметно-пространственной среды, планируется осуществлять в процессе
реализации Программы.
Совершенствование финансовых условий реализации Программы направлено в первую
очередь на повышение эффективности экономики содействия.
Совершенствование финансовых условий нацелено на содействие:
- развитию кадровых ресурсов путем разработки проектов различных программ мотивации
сотрудников Организаций, разработки предложений по совершенствованию эффективных
контрактов с сотрудниками, управления Организацией;
- развитию материально-технических, информационно-методических и других ресурсов,
необходимых для достижения целей Программы;

20

- сетевому взаимодействию с целью эффективной реализации Программы, в т. ч. поддержке
работы Организации с семьями воспитанников;
- достаточному обеспечению условий реализации Программы разных Организаций,
работающих в различных географических, экономических, социокультурных, климатических и
других условиях.
3.9. Перечень нормативных и нормативно - методических документов
1. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20
ноября 1989 года. — ООН 1990.
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. jт 02.05.2015)
«Об образовании в Российской Федерации»
3. Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р о
Концепции дополнительного образования детей.
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р о Стратегии
развития воспитания до 2025
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19
декабря 2013 г. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарноэпидемиологические
требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15
мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций» // Российская газета. - 2013. - 19.07(№ 157).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3
июня 2003 г. № 118 (ред. от 03.09.2010) «О введении в действие санитарноэпидемиологических
правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03» (вместе с «СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. 2.2.2.
Гигиена труда, технологические процессы, сырье, материалы, оборудование, рабочий
инструмент. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным
электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно-эпидемиологические
правила и нормативы», утв. Главным государственным санитарным врачом Российской
Федерации 30 мая 2003 г.) (Зарегистрировано в Минюсте России 10 июня 2003 г.,
регистрационный № 4673)
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17 октября 2013г. №
1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г.,
регистрационный № 30384).
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от6 октября 2009 г. №
373 (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования»
(зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., регистрационный № 15785).
11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №
1897 (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011
г., регистрационный № 19644).
12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413
(ред. от 29.12.2014) «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 7 июня 2012 г.,
регистрационный № 24480).
13. Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н (ред. от 31.05.2011) «Об
утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей,
специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей

21

работников образования» (Зарегистрирован в Минюсте России 6 октября 2010 г. № 18638)
14. Письмо Минобрнауки России «Комментарии к ФГОС ДО» от 28 февраля 2014 г. № 08249 //
Вестник образования.- 2014. - Апрель. - № 7.
15. Письмо Минобрнауки России от 31 июля 2014 г. № 08-1002 «О направлении методических
рекомендаций» (Методические рекомендации по реализации полномочий субъектов
Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации прав граждан на получение
общедоступного и бесплатного дошкольного образования).
3.10. Перечень литературных источников
1. Т.В.Киселева, А.И.Останина «Логопедическая зарядка в коррекционновоспитательной
работе с детьми, имеющими тяжелые дефекты речи». Екатеринбург 1992.
2. Н.В.Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с
ОНР». С-Пб., «Детство-пресс» 2005.
3. Н.В.Нищева «Организация коррекционно-развивающей работы в младшей
логопедической группе детского сада». С-Пб., «Детство-пресс» 2004.
4. Л.Н.Смирнова «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4-5 лет». Мозаика- Синтез,
Москва 2007.

22

Приложение 1
к рабочей программе дополнительного образования речевой
направленности для детей младшего дошкольного возраста
Календарный - учебный план
Содержание

1 год обучения
Количество занятий
Октябрь

1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Итого за месяц

2
2
2
2
8

1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Итого за месяц

2
2
2
2
8

Минуты
30
30
30
30
120 минут

Ноябрь
30
30
30
30
120 минут
Декабрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Итого за месяц

2
2
2
2
8

30
30
30
30
120 минут
Январь

1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Итого за месяц

-

-

2
2
2
6

30
30
30
90 минут
Февраль

23

1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Итого за месяц

2
2
2
2
8

30
30
30
30
120 минут
Март

1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Итого за месяц

2
2
2
2
8

1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Итого за месяц

2
2
2
2
8

30
30
30
30
120 минут
Апрель
30
30
30
30
120 минут
Май

1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Итого за месяц
Итого за учебный год

2
2
2
2
8
62

30
30
30
30
120 минут
1050 минут
Приложение 2

24

Календарно - тематическое планирование дополнительной образовательной программы дополнительного образования
речевой направленности для детей младшего дошкольного возраста
Программа « По дороге к Азбуке»

Артикуляционная гимнастика
Пальчиковая игра
Динамическая пауза
Речевая игра

Артикуляционная гимнастика
Динамическая пауза
Пальчиковая игра
Речевая игра

Артикуляционная гимнастика
Мимическая гимнастика.
Пальчиковая игра
Динамическая пауза
Речевая игра

Артикуляционная гимнастика

1 неделя октября
«Путешествие зайчишки»
Упражнения
«Зайчик»
«Десять серых зайцев»
«Заячья зарядка»
«У кого-то ..., а у нас»
2 неделя октября
«Наш общий дом»
Упражнения
«Маленький дружок»
«Ну и мы без дела не сидим»,
«В этом домике пять этажей «
«А кто в этом домике живет? «
3 неделя октября
«Удивительная прогулка»
Упражнения
«Прогулка»
«Мы ужасно удивились «
«Паучок»
«Шалунишка»
«Слова на автоматизацию звука «А».
4 неделя октября
«Циркачи»
Упражнения
«Цирк по улице идет»

25

Пальчиковая игра
Дыхательная гимнастика
Динамическая пауза
Речевая игра

«Мои пальчики»
«Штангист»
«С мячиком»
Игра «Мячик мы ладошкой "стук", повторяем дружно звук»
5 неделя октября
«Морское путешествие... По морям по волнам»
Упражнения
Артикуляционная гимнастика
«На шарах воздушных»
Пальчиковая игра
«Лодочка»
Дыхательная гимнастика
«Лодочка»
Динамическая пауза Фонопедическое упражение
«Лодочка»
Речевая игра
«На что похожи облака»
Речевая игра
Произнести с разной интонацией: «Тише едешь, дальше будем»
1 неделя ноябрь
«Наша Родина»
Упражнения
Артикуляционная гимнастика
«Дождь в лесу»
Дыхательная гимнастика.
«Сдуй дождинку»
Пальчиковая игра
«В России»
Динамическая пауза
«В России»
Речевая игра
Назови ласково
Речевая игра
«Скажи наоборот»
2 неделя ноября
«В гостях у бабушки и дедушки» .
Упражнения
Динамическая пауза
«Лады, лады, ладушки»
Артикуляционная гимнастика
«В гостях у бабушки и дедушки»
Пальчиковая игра
«10 Внучат»»
Дыхательная гимнастика
«Мыльные пузыри»
Речевая игра
«Какое варенье»
3 неделя ноября

26

Пальчиковая игра
Артикуляционная гимнастика
Дыхательная гимнастика
Динамическая пауза
Речевая игра
Речевая игра

Мимическая гимнастика
Артикуляционная гимнастика
Динамическая пауза
Дыхательная гимнастика.
Речевая игра

Артикуляционная гимнастика
Пальчиковая игра
Динамическая пауза
Дыхательная гимнастика.
Речевая игра

Артикуляционная гимнастика
Пальчиковая игра
Г имнастика для глаз
Дыхательная гимнастика.
Речевая игра

«Веселый гном»
Упражнения
«Жил да был весёлый гном»
«Г ном»
«Руки к солнцу поднимаю»
«Сапожки» .
«Большой -маленький»
Упражнение «ВНИМАТЕЛЬНЫЕ УШКИ».
4 неделя ноября
«Веселая лягушка- язычка подружка»
Упражнения
«Мы ужасно удивились»
«Лягушонок»
«Лягушки»
“Прохлада”
Упражнение «Внимательные ушки»
1 неделя декабря
«Котик Мурзик»
Упражнения
«Утро кота Мурзика»
«У нашего котища»
Массаж тела: «Кисонька -Мурысонька»
«Кошечка играем».
Заучит стих, с выделением звука «Ч»
2 неделя декабря
«Новогодний калейдоскоп»
Упражнения
«Танцы»
«Елочка»
«Елочка»
Игра «Приятный запах».
Упражнение «Что изменилось?». Развитие зрительного внимания, связной

27

Речевая игра

Артикуляционная гимнастика.
Пальчиковая игра
Дыхательная гимнастика.
Речевая игра
Речевая игра
Динамическая пауза

Динамическая пауза
Артикуляционная гимнастика
Пальчиковая игра
Дыхательная гимнастика.
Речевая игра
Музыкально-дидактическая игра на развитие
динамического слуха

Динамическая пауза
Артикуляционная гимнастика
Пальчиковая игра
Дыхательная гимнастика
Речевая игра
Речевая игра

речи.
Подскажи словечко»:
3 неделя декабря
«Д° м, который построил рот»
Упражнения
«Вот дом, который построил рот»
«Много мебели в квартире»
«Чаепитие»
«Внимательный флажок»
«Закончим предложения»
«Ножки, ножки»
4 неделя декабря
«Зимние чудеса»
Упражнения
«Зимние чудеса»
«Язычок наш просыпайся»
«Пальчик- мальчик»
«Сдуй снежинку»
«Следы на снегу»
«Колокольчики звенят»
2 неделя января
«Чудо- вещи вокруг нас»
Упражнения
«Пять домовых».
«Сладости»
«Пять этажей»
Дыхательный тренажер «Угадай картинку».
Игра «Хлопай - топай».
«Назвать первый звук в словах»
3 неделя января
«В гостях у Свистелочки»

28

Артикуляционная гимнастика
Речевые игры
Развитие речи
Дыхательная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Речевые игры
Развитие речи
Дыхательная гимнастика

Артикуляционная гимнастика
Речевые игры
Развитие речи
Дыхательная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Речевые игры
Развитие речи
Дыхательная гимнастика

Упражнения
Заборчик» «Лопатка» «Язычок спит «Пирожок» «Покатаем карандаш» «Почистим
нижние зубки» «Язык перешагивает через нижние зубы» . «Насос»
«Произносим слоги» «Произносим слова»
. «Составим рассказ»
Дыхательный тренажер «Угадай картинку».
4 неделя января
«В гостях у Звинелочке»
Упражнения
Заборчик» «Лопатка» «Язычок спит «Пирожок» «Покатаем карандаш» «Почистим
нижние зубки» «Язык перешагивает через нижние зубы». «Насос», «Комарик».
«Произносим слоги» «Произносим слова»
. «Составим рассказ»
Дыхательный тренажер «Угадай картинку».
1 неделя февраля
«В гостях у Шипелочке»
Упражнения
«Наказать непослушный язычок» «Чашечка» Приклей конфетку» «Грибок» «Кто
дальше загонит мяч» . «Вкусное варенье» «Г армошка»
«Произносим слоги» «Произносим слова»
. «Исправь ошибку»
«Шарик лопнул».
2 неделя февраля
«В гостях у Жужалочке»
Упражнения
«Рупор» «Чашечка» Приклей конфетку» «Грибок» «Кто дальше загонит мяч» .
«Вкусное варенье» «Гармошка»
«Маляр», «Фокус», «Жужжим»
«Произносим слоги» «Произносим слова»
. «Исправь ошибку»
«Пожжужим».

29

Динамическая пауза
Артикуляционная гимнастика
Пальчиковая игра
Дыхательная гимнастика.
Речевая игра
Речевая игра

Мимические упражнения
Артикуляционная гимнастика
Динамическая пауза
Речевая игра

Динамическая пауза
Артикуляционная гимнастика
Пальчиковая игра
Дыхательная гимнастика.
Речевая игра

Динамическая пауза
Артикуляционная гимнастика.
Пальчиковая игра
Дыхательная гимнастика.
Речевая игра

3 неделя февраля
«Раз. Два. Начинается парад»
Упражнения
«Вот солдатики стоят»
«Язык Матвеич»
«Это — Мишка-капитан».
«Пароход»
«Что не так?»
Игра-соревнование «КТО БОЛЬШЕ?».
4 неделя февраля
«Веселая ярмарка»
Упражнения
«Для чего детишкам ушки?»
«Веселый язычок»
«Ярмарка»
«Правильно- неправильно»
1 неделя марта
«Петушок и его семья»
Упражнения
«Петушок»
«Много разных есть забот»
«Петушок и курочка»
Дыхательный тренажер: «Зернышки»
Проговаривайте чистоговорки: (с разной интонацией)
2 неделя марта
«Дружат в нашей группе девочки и мальчики»
Упражнения
«Добрый день, мой милый друг»
Две лягушки - хохотушки,
«Дружат в нашей группе»
«Мыльные пузыри»
Игра «Жадина» .

30

Речевая игра

Артикуляционная гимнастика
Пальчиковая игра
Дыхательная гимнастика.
Динамическая пауза
Речевая игра
Речевая игра

Артикуляционная гимнастика.
Динамическая пауза
Дыхательная гимнастика
Пальчиковая игра
Речевая игра

Динамическая пауза
Артикуляционная гимнастика.
Пальчиковая игра
Дыхательная гимнастика.
Речевая игра
Речевая игра

Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая игра

Игра «АУ».
3 неделя марта
«Путешествие к сказкам»
Упражнения
«Если в сказку всем сердцем поверить»
"Поросята»
«Волк на домик»
«Буратино потянулся»
«Подарки для Мальвины»
«Исправим ошибки»
4 неделя марта
«Лесное путешествие»
Упражнения
«На шарах больших, воздушных»
«Волшебный мир»
«Лес шумит»
«Улитка в домике сидит»
«Договори словечко»
1 неделя апреля
«Космическое путешествие»
Упражнения
«Чтобы в космос полететь»
«Смешарики»
«Пять Смешариков»
Игра «Подпрыгни и подуй на шарик»
Игра: «Вкусный суп»
«Передаем сообщение»
2 неделя апреля
«Пчелка «Жужжу»
Упражнения
«Подуем на бабочек»
Полосатая пчела,

31

Артикуляционная гимнастика.

Динамическая пауза
Речевая игра

Пальчиковая игра
Артикуляционная гимнастика.
Динамическая пауза
Речевая игра

Пальчиковая гимнастика.

Упражнение
«ТРУБОЧКА»,
«УЛЫБКА»,
«КАЧЕЛИ»
«НАКАЖЕМ
НЕПОСЛУШНЫЙ
«ЧАШЕЧКА»,«ГРИБОК»,«ЛОШАДКА».
«Цветы»
«Чистоговорки»
3 неделя апреля
«Сказка у наших ворот»
Упражнения
«Репка»
«Наша сказка - вам подсказка»
«Игра с героями»
«Угадайте, кто это!»
4 неделя апрель
«Сказки будем вспоминать»
Упражнения
«Будем пальчики считать, Будем сказки называть»

,«ЛОПАТОЧКА»,
ЯЗЫЧОК»,

Артикуляционная гимнастика.
Динамическая пауза(с шариками)
Дыхательная гимнастика.

«Жили-были три поросенка» —
«Колобок»
У каждого в ладошке колобок. Подуй те на него и докатите до каждого пальчика.

Речевая игра

А теперь ребята угадайте- ка какая сказка?
1 неделя мая
«Птичий перезвон»
Упражнения
«Пять воробьев на заборе сидели»
«Этот маленький дружок - Твой весёлый Язычок»
«Домик птичкам мастерим»
«Повтори ритмический рисунок»
«Перышки у птичек»
«А кто в этом домике живет?»
2 неделя мая

Пальчиковая гимнастика.
Артикуляционная гимнастика.
Динамическая пауза
Речевая игра
Дыхательная гимнастика.
Речевая игра

32

«Веселый мир игрушек»

Пальчиковая гимнастика.
Артикуляционная гимнастика.
Динамическая пауза
Речевая игра
Дыхательная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика.
Артикуляционная гимнастика.
Динамическая пауза
Речевая игра
Дыхательная гимнастика.
Речевая игра

Пальчиковая гимнастика.
Артикуляционная гимнастика.
Динамическая пауза
Речевая игра
Дыхательная гимнастика.
Речевая игра

Упражнения
«Доброе утро»
«Веселые игрушки»
«Веселые игрушки»
«Моя, моя, мое»
«Подари игрушку»
3 неделя мая
«Цветочный луг»
Упражнения
«Доброе утро»
«Пчелка Майя»
«Веселые насекомые»
«Моя, моя , мое»
«На полянке»
«Подбери по звуку»
4 неделя мая
«В гостях в Цветочной стране»
Упражнения
«Мы цветочки собираем»
«Веселые игрушки»
«Пчелка Майя»
«Скажи ласково»
«На полянке»
«Найди одинаковый цветок»

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».