1.4. Педагогическая диагностика достижений воспитанниками ДОО планируемых
результатов освоения ОП ДО (далее – педагогическая диагностика) направлена на
изучение деятельностных умений ребенка, его интересов, предпочтений, склонностей,
личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
1.5. В рамках педагогической диагностики педагоги ДОО проводят оценку
индивидуального развития детей и анализируют освоение ими содержания пяти
образовательных областей:
•
•
•
•
•
физическое развитие;
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие.
1.6. Проведение педагогической диагностики воспитанников ДОО не требует согласия
их родителей (законных представителей).
1.7. При необходимости квалифицированные специалисты ДОО (педагог-психолог)
проводят психологическую диагностику развития детей с целью выявить и изучить
индивидуально-психологические особенности воспитанников.
1.8. Участие воспитанников ДОО в психологической диагностике допускается только с
согласия их родителей (законных представителей).
1.9. Результаты психологической диагностики специалисты ДОО используют для
решения задач психологического сопровождения и оказания адресной
психологической помощи.
2. Основные цели, задачи и принципы педагогической диагностики
2.1. Цель педагогической диагностики – оценить индивидуальное развитие детей и
получить информацию об успешности освоения ими ОП ДО.
2.2. Задачи:
выявить особенности и динамику индивидуального возрастного развития
каждого ребенка;
• составить на основе результатов диагностики индивидуальные
образовательные маршруты освоения ОП ДО;
• скорректировать планирование, содержание и организацию образовательной
деятельности, совершенствовать РППС;
• оптимизировать работу с группой детей.
•
2.3. Принципы педагогической диагностики:
•
принцип последовательности и преемственности – на начальном этапе
освоения детьми ОП ДО, а также при переходе их в следующую возрастную
группу педагоги применяют критерии и методы педагогической диагностики
с учетом возраста детей и усложнения образовательных задач и содержания
образовательной деятельности;
•
•
•
•
•
•
принцип доступности – результаты педагогической диагностики доступны
родителям (законным представителям) воспитанников и педагогам, которые
непосредственно с ними работают, но не подлежат внешнему контролю, а в
остальных случаях используются только в обобщенном виде и не подлежат
внешнему контролю;
принцип научности – в ходе педагогической диагностики педагоги выбирают
изучаемые показатели, диагностические методы, сроки и организацию
обследования на основе научных исследований;
принцип этичности – педагоги проводят педагогическую диагностику с
соблюдением этических норм и правил;
принцип оптимальности – педагоги организуют педагогическую диагностику
без нарушения режима пребывания детей в детском саду и минимальными
усилиями получают достаточное количество диагностической информации;
принцип системности и непрерывности – педагогическая диагностика
проводится в установленные сроки на протяжении всего периода пребывания
детей в детском саду;
принцип динамичности – диагностический инструментарий, который
применяют педагоги, позволяет в установленные сроки провести
педагогическую диагностику.
3. Организация проведения педагогической диагностики
3.1. Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) воспитанников:
позволяет фиксировать уровень актуального развития воспитанников и
оценивать их динамику;
• учитывать зону ближайшего развития воспитанников по каждому из
направлений;
• позволяет рассматривать весь период развития ребенка как единый процесс
без условного разделения на разные возрастные этапы и при этом учитывать
возрастные закономерности развития на основе оценки изменений
деятельности воспитанника;
• учитывает представленные в ОП ДО целевые ориентиры, но не использует их
в качестве основания для их формального сравнения с реальными
достижениями детей.
•
3.2. Педагогическая диагностика осуществляется во всех возрастных группах:
стартовая диагностика – на начальном этапе освоения ребенком ОП ДО в
зависимости от времени, когда он поступил в ДОО, и с учетом
адаптационного периода – в течение двух месяцев;
• в начале и в конце учебного года (финальная диагностика) – на завершающем
этапе освоения ОП ДО в каждой конкретной возрастной группе с целью
определения динамики развития детей;
• по запросу родителей (законных представителей) ребенка.
•
3.3. Результаты педагогической диагностики в начале (сентябрь) и в конце (май)
учебного года педагоги фиксируют с 1-го по 15-е число месяца.
3.4. Распределение функций при проведении педагогической диагностики
воспитанников ДОО:
старший воспитатель (методист, заместитель заведующего по ВМР)
обеспечивает условия для проведения объективной оценки индивидуального
развития детей: помогает выбрать диагностический инструментарий,
консультирует педагогов, которые испытывают сложности в проведении
педагогической диагностики и анализе ее результатов;
• специалисты ДОО (музыкальный руководитель, инструктор по физической
культуре) проводят педагогическую диагностику по своему направлению
развития воспитанников, педагог-психолог – психологическую диагностику
при необходимости; анализируют результаты диагностики и определяют
задачи работы с детьми, в том числе индивидуальной, коррекционной;
• воспитатели проводят оценку индивидуального развития детей в своих
возрастных группах, анализируют результаты педагогической диагностики и
определяют задачи работы с детьми, в том числе индивидуальной.
•
3.5. Педагогическая диагностика воспитанников ДОО осуществляется с помощью
малоформализованных методов диагностики: наблюдение, беседы, анализ продуктов
детской деятельности, специальные диагностические ситуации.
3.6. При анализе показателей возрастного развития детей используются универсальные
маркеры – «обычно», «изредка», «никогда», которые имеют следующие значения:
«обычно» (+) – означает, что данный показатель является типичным,
характерным для ребенка, проявляется чаще всего в самостоятельной
деятельности ребенка, в совместной деятельности со взрослым;
• «изредка» (+/–) – означает, что данный показатель не характерен для ребенка,
но проявляется в его деятельности и (или) поведении время от времени, чаще
при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление;
• «никогда» (–) – означает, что данный показатель не проявляется в
деятельности и поведении ребенка.
•
3.7. Большое количество маркеров «обычно» и «изредка» отражают уровень
возрастной нормы развития воспитанников ДОО. Преобладание маркеров «никогда»
указывает на необходимость организовать или усилить индивидуальную работу с
ребенком с учетом выявленных проблем по конкретному направлению или
направлениям и взаимодействие с родителями с целью достижения совместными
усилиями положительной динамики.
3.8. На основании полученных результатов в начале учебного года педагоги
проектируют образовательную деятельность с детьми каждой возрастной группы и
планируют индивидуальную траекторию развития по образовательным областям
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
3.9. В конце учебного года проводится финальная педагогическая диагностика,
сравнительный анализ результатов на начало и конец учебного года с целью
определить эффективность педагогических воздействий. По результатам
педагогической диагностики с учетом выявленных проблем проводится
проектирование педагогического процесса на новый учебный год, а также организация
методической работы с педагогами.
3.10. По результатам педагогической диагностики воспитатели и специалисты ДОО
заполняют индивидуальные карты развития на каждого воспитанника ДОО,
составляют аналитические справки, которые предоставляют старшему воспитателю.
4. Инструментарий педагогической диагностики
4.1. Для проведения педагогической диагностики педагоги и специалисты ДОО
используют авторские карты для диагностики развития детей от 2 до 7 лет: укажите
автора и название пособия.
4.2. В качестве основных методов, которые позволяют выявить степень освоения
воспитанниками ОП ДО и оценить уровень их развития, используются:
•
•
•
•
•
наблюдение, которое дополняется свободным общением педагога с детьми,
беседами, играми, рассматриванием картинок;
диагностические беседы;
диагностические ситуации, включенные в образовательный процесс и
режимные моменты;
анализ продуктов деятельности детей;
диагностические беседы с родителями.
4.3. Наблюдение осуществляется педагогами во всех естественно возникающих
образовательных ситуациях: в группе, на прогулке, во время прихода детей в ДОО и
ухода из него.
5. Ответственность работников, осуществляющих педагогическую диагностику
5.1. Педагоги ДОО несут ответственность:
•
•
•
•
•
•
за тактичное отношение к каждому ребенку во время проведения
диагностических мероприятий, создание для каждого воспитанника ситуации
успеха;
ознакомление с итогами обследования воспитанников соответствующих
должностных лиц (в рамках их должностных полномочий);
соблюдение конфиденциальности;
качество проведения обследования воспитанников;
доказательность выводов по итогам диагностики воспитанников;
оформление соответствующей документации по итогам проведения
диагностических мероприятий в установленные сроки.
6. Контроль
6.1. Контроль проведения и объективности оценки индивидуального развития
воспитанников ДОО осуществляет старший воспитатель (методист, заместитель
заведующего по ВОР) посредством:
•
ежедневного текущего контроля;
•
•
тематического контроля;
оперативного контроля.
6.2. В рамках контроля старший воспитатель (методист, заместитель заведующего по
ВОР) организует посещение групп и анализ образовательной деятельности, режимных
моментов, обсуждение результатов с педагогами.
7. Документация
7.1. Педагоги, которые осуществляют педагогическую диагностику:
заполняют диагностические карты по пяти образовательным областям на
начало и конец учебного года;
• проводят анализ по каждой образовательной области и составляют
аналитическую справку по результатам педагогической диагностики
воспитанников своей группы;
• в установленные сроки предоставляют аналитические справки старшему
воспитателю, который обобщает результаты педагогической диагностики
воспитанников ДОО;
• на начало учебного года разрабатывают индивидуальные образовательные
маршруты, план индивидуальной работы с детьми, программы работы с
одаренными воспитанниками и детьми с особыми образовательными
потребностями (при необходимости).
•
7.2. Диагностические карты хранятся у педагогов, аналитический материал – в
методическом кабинете.
7.3. Карты оценки индивидуального развития детей, протоколы, записи в ходе
педагогической диагностики являются рабочими материалами педагогов и не подлежат
проверке. Их форму и способ ведения выбирает ДОО и закрепляет локальными актами.