«Сотрудничество с родителями в адаптационный период»
13.10.2021
Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, иногда и перенапряжением психических и физических сил организма.
Еще до поступления ребенка в группу педагогам рекомендуется встретиться с малышом и его родителями, настроить их на положительное отношение к дошкольному учреждению, установить эмоциональный контакт в новой для ребенка обстановке. Для этого рекомендуется провести небольшую экскурсию по группе. Хорошо, если во время такой экскурсии у ребенка возникнет чувство принадлежности к окружающему, значимости своих желаний и потребностей. Для этого педагог может предложить малышу самостоятельно выбрать кроватку, шкафчик, наклеить на него понравившуюся картинку, оставить в группе (на кроватке) свою игрушку, которая будет ждать ребенка. Общаясь с малышом, педагог отмечает для себя его поведенческие и речевые реакции. У родителей можно узнать общие вопросы:
Основные особенности поведения ребенка дома;
доводилось ли ребенку оставаться с родственниками и друзьями семьи без родителей;
как малыш переживает кратковременную разлуку с кем-то из родителей;
как скоро мама должна выйти на работу;
кто из родственников сможет постоянно находиться дома, если возникнет необходимость срочно забрать ребенка из детского сада;
чем можно отвлечь и переключить внимание ребенка во время плача и др.
Важно согласовать с родителями график поступления ребенка в группу. В первые дни будущий воспитанник должен пребывать в группе не более 2-3 часов. В графике посещения детей группы необходимо учесть, что ребенок должен прийти обязательно в отведенные для него часы, во время бодрствования. Для посещения вновь поступающими детьми в первые дни лучше рекомендовать часы, отведенные для прогулок, игр, когда педагог может уделить ребенку больше внимания, понаблюдать за ним, попробовать привлечь, заинтересовать игрушками. Поэтому желательнее часы посещения в первые дни отводить на вечернее время, когда большинство детей уже уходят из группы домой; ребенок может наблюдать, как родители забирают детей, не оставляют их, радуются встрече. Детям, у которых сформировался ряд отрицательных привычек, рекомендуется назначить в первые дни приходить в детский сад только на прогулку – на ней легче ориентироваться в окружающем пространстве, легче установить контакт с педагогом и детьми, так как эти условия напоминают условия домашней игровой площадки. В последующие дни родителям, дети которых плачут во время утреннего приема, предложить приходить в группу раньше других малышей (назначить индивидуальное время), чтобы остальные дети не заражались плачем, а педагог имел возможность успокоить ребенка. В понедельник и пятницу детям, которые остаются в группе уже на целый день, часы пребывания можно сократить, чтобы снять эмоциональное напряжение (плавный переход к рабочей неделе, усталость после длительного пребывания в детском саду).
Во время первой встречи родители получают стандартные рекомендации по подготовке ребенка к посещению детского сада. Примерное их содержание представлено в приложении №1.
Семьи новых воспитанников имеют возможность, если не сделали этого раньше, побывать в группе, познакомиться с педагогами, которые покажут ребенку его шкафчик, познакомят семью с устройством группы, предоставят ребенку возможность поиграть, скажут о том, что ждут малыша, пригласят приходить еще.
Детей с легкой адаптацией к детскому саду (по прогнозу) родители могут постепенно увеличивать время пребывания на все время работы группы. Важно, чтобы родители понимали значимость ориентации на эмоциональное состояние ребенка. Если он утром отказывается идти в сад, мама может сказать: «Да, бывает, что иногда никуда не хочется идти. У меня как раз сегодня есть такая возможность – побыть с тобой, и ты можешь остаться дома, а завтра опять пойдешь в садик. Там ведь Мария Николаевна, Сережа – твой друг. Они будут скучать по тебе. Нам придется зайти в сад, предупредить Марию Николаевну, что ты только завтра придешь. А если ты захочешь, мы погуляем вместе с ребятами из твоей группы». Ребенку необходимо знать, что родители его понимают, прислушиваются к его желаниям. Ребенок в этот день обязательно должен увидеть воспитателя, понять, что он не обижается на него, с уважением относится к его желанию побыть дома, радуется даже короткой встрече с ним и говорит о том, что ждет его завтра. Родители могут ответить и так: «Я понимаю тебя. Ты скучаешь по дому и маме. Но сегодня я занята, иду на работу. Давай сделаем так, ты побудешь в саду, а я на работе договорюсь, что бы завтра остаться с тобой дома». Воспитатель должен быть предупрежден о состоявшемся разговоре.
Внимание! Необходимо чувствовать грань, отделяющую уважение родителями желания ребенка от потакания детскому капризу. Хорошей профилактикой утренних детских капризов является уверенность родителей в своей позиции, оптимизм и чувство юмора. Задача для воспитателей и психолога – помочь ребенку установить отношения с взрослыми и другими детьми. Этому может помочь советы для родителей (приложение 2).
Родителям детей, у которых прогнозируется адаптация средней тяжести, предлагается приводить ребенка на прогулку к 10 часам и гулять вместе с ним. За время прогулки и взрослые, и дети ближе знакомятся друг с другом. Если ребенок хорошо освоился на игровой площадке, если воспитателю удалось установить с ним доверительные отношения, то вместе со всеми другими детьми его приглашают в группу и говорят, что мама подождет ребенка на улице или в холле д/с либо отлучится ненадолго в магазин. Если ребенок отказывается, не настаивают. Воспитатель прощается с ребенком, приглашает его еще раз прийти погулять и выражает надежду на то, что, может быть, завтра он зайдет поиграть в группу. Обычно ребенку требуется от одной до двух недель, чтобы начать спокойно отпускать маму. Задача для воспитателей и психолога – установить доверительные отношения с ребенком. Если он комфортно чувствует себя в группе во время обеда и в послеобеденное время, родителям предлагают приводить ребенка в сад утром. Если в течение 2-х недель он не соглашается отпустить маму, педагоги вместе с психологом продолжают работать с семьей, отнеся ее к категории с тяжелой адаптацией.
Дети с прогнозируемой тяжелой и очень тяжелой адаптацией также приходят в д/с к 10 часам на прогулку. Перед воспитателям и психологом ставится задача – установить доверительные отношения с родителями. Если это произошло, ребенок начинает с большим доверием относиться к персоналу детского сада. Одну-две недели такие дети приходят только на прогулку. Один-два раза в неделю после прогулки мама вместе с ребенком идет на консультацию к психологу. После нее мама с ребенком может поиграть в группе. К этому моменту других детей группы, которые уже пообедали, родители берут домой. Воспитатели освобождаются и могут больше времени уделить «сложному» малышу. После того как воспитателям удастся установить доверительные отношения с родителем, а потом и с ребенком, ему предлагают после прогулки вместе с детьми зайти в группу. Родители ожидают в холле. Далее работа с ребенком строится по общему плану.
Опыт показывает: очень тяжелая адаптация наблюдается у детей, родители которых целенаправленно не готовят ребенка к посещению детского сада, имеют серьезные личностные проблемы (нередко это депрессивные родители). В работе с такими семьями больше времени уделяется общению с педагогом-психологом.
При составлении графика важно учитывать, что ежедневно в группу приходит не более одного-двух новых детей и не более одного ребенка в неделю с тяжелой адаптацией. Целесообразно не назначать приход новых детей, особенно с тяжелой адаптацией, на понедельник. Введение в группу в течение месяца практически всех детей становится возможным при условии предварительной работы сотрудников детского сада и инициативы родителей по подготовке ребенка к посещению д/с. Дети, которые комфортно себя чувствуют в первой половине дня, остаются на сон и вечернее время. В основном эти дети с легкой степенью адаптации и часть детей средней степени адаптации.
Наибольшие трудности на этом этапе связаны с приучением ребенка к дневному сну в д/с. Родители и воспитатели рассказывают, что ожидает малыша. Ему показывают кроватку, где он будет спать, объясняют, где он будет оставлять свою одежду, предлагают взять с собой любимую игрушку. Воспитатели переодевают ребенка в домашнюю пижаму, всячески подчеркивая, как хорошо теперь малышу: у него появилась еще одна своя кроватка. Желательно, чтобы родители в первую неделю, когда оставляют ребенка на дневной сон, приходили не позже 16 часов вечера.
Практика оказания помощи семьям в процессе адаптации детей раннего возраста в детском саду показала: большинство типичных проблем, связанных с адаптацией, было снято после установления с родителями отношений, основанных на диалоге и партнерстве. В таких отношениях самыми ценными являются равноправные позиции, позволяющие своевременно и без обоюдной критики выявлять желания и возможности каждой стороны, а также способность педагогов признавать собственное несовершенство и терпимо относиться к фактам родительского несовершенства. В результате трудности проживания детьми ясельной группы адаптационного периода сводятся к минимуму. Это позволяет также укрепить чувство уверенности в родителях, вызвать доверие к д/с и готовность сотрудничать с ним.
Актуальной задачей дальнейшей помощи является психолого-педагогическое сопровождение родителей в период проживания детьми 2-3 лет возрастного кризиса развития, для чего необходимо повышение родительской компетентности в понимании природы внутренних переживаний и потребностей ребенка периода кризиса «Я-сам», а также развитие навыков осознанного (рефлексного) отношения родителей к ситуациям затруднительного общения с ребенком (когда им начинает казаться, что ребенок «сводит их с ума») и выбору адекватных способов родительского поведения. При этом педагогам и др.специалистам необходимо руководствоваться пониманием того, что приоритетная социальная ценность семьи для маленького ребенка в том, чтобы выступать «эмоциональным тылом», обеспечивать базисную потребность в безопасности и безусловном принятии. Поэтому воспитатели любую инициативу, обращенную к семье, направляют на укрепление, обогащение и оздоровление эмоциональных связей и отношений ребенка со значимыми взрослыми (мать, отец, бабушки, дедушки, сестры, братья). С этой точки зрения, содержание общения с родителями детей раннего возраста пронизано по существу одной-единственной целью – достижением взаимно счастливых отношений взрослых и детей в семье. Общение с родителями по мере взросления ребенка (от младенческого к раннему возрасту) отражает специфику вклада семьи в воспитание, развитие и социализацию детей, а не дублирует функции и методы общественного воспитания.
Использованная литература:
- Носова Е. А. Семья и детский сад: педагогическое образование родителей: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования/ Е. А. Носова, Т. Ю. Швецова. – Минск: Нац. ин-т образования, 2008. – 68с.
- Терехина О. А. Здравствуй, детский сад!: психолого-педагогическое сопровождение ребенка в период адаптации к дошкольному учреждению/ О. А. Терехина, В. С. Богославская. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2006. – 91с.: ил.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рекомендации родителям в адаптационный период
1.Убедитесь в собственной уверенности в том, что д/с необходим для вашей семьи именно сейчас. Ребенок чувствует, если родители сомневаются в целесообразности «садовского» воспитания, и любые их колебания использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с ними. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.
2.Расскажите ребенку, что такое д/сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы он пошел в д/сад.
Примерный рассказ.
«Детский сад – это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все это сможешь посмотреть, потрогать, поиграть со всем этим. В саду дети едят, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу. Чтобы ты пошел в д/сад, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя в сад, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в саду, а я расскажу тебе, что у меня интересного на работе. Многие мамы и папы хотели бы отправить в этот сад своих детей, но берут туда не всех. Тебе повезло, осенью я начну водить тебя туда. Но нам нужно подготовиться к этому. Купить все необходимые вещи, выучить имена воспитателей и выучить правила жизни в д/саду».
3.Проходя мимо д/с, радостно напоминайте ребенку, как ему повезло – осенью он сможет ходить туда. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в д/с.
4.Подробно расскажите ребенку о режиме д/с: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ и чем чаще его вы будете повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в сад. Спрашивайте у него: что будет делать в саду после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, а что он будет делать после обеда? Такими вопросами вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность событий. Детей пугает неизвестность, но когда они видят, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, они чувствуют себя увереннее.
5.Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это сможет сделать. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить». И Анна Николаевна нальет тебе воды. Если ты захочешь в туалет, скажи об этом». Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Скажите малышу: «Воспитатель не сможет одеть всех детей – тебе придется немного подождать». Попробуйте проиграть все эти ситуации с ребенком дома. Например, вы – воспитатель, а медвежонок, за которого вам тоже придется говорить, просит пить. Хорошо, если ребенок захочет быть мишкой или воспитателем в этой игре. Поддерживайте такие игры.
6.Приготовьте вместе с ребенком «радостную коробку», положив туда, например, небольшие игрушки, которые остаются привлекательными для вашего ребенка и уж точно обрадуют других детей. Это могут быть коробочки с вложенными в них забавными предметами: красивые бумажные салфетки или лоскутки из ткани, приятной на ощупь, книжки с картинками. Возможно, вы владеете приемами оригами – тогда смело отправляйте в «радостную коробку» бумажного журавлика или бумажную собачку. За лето вы наполните коробку – осенью вам проще будет отправлять ребенка в д/с: с игрушкой веселее идти и проще завязать отношения с другим ребенком.
7.Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться с ним по имени, просить, а не отнимать игрушки; предлагать свои игрушки, свои услуги другим детям.
8.Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по именам. Спрашивайте дома своего малыша о Лене, Сереже, Саше. Поощряйте обращение вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.
9.Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку.
10.Будьте снисходительны и терпимы к другим. Идеальных людей нет, но прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через специалистов.
11.В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес д/с и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.
12.В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка, говорите: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Кода что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь, и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится».
13.Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и малышу будет проще отпускать вас.
14.Помните, что на привыкание к д/саду ребенку может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.
15.Если через месяц ваш ребенок еще не привык к д/с, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те, о которых вы забыли.
16.Если вы продолжаете испытывать потребность в контакте со специалистами, педагоги и психологи д/сада ждут вас!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Уважаемые родители! Если ваш ребенок все еще с трудом расстается с вами по утрам и испытывает отрицательные эмоции, предлагаем несколько советов, которые помогут наиболее безболезненно оставлять малыша утром в группе.
- Скажите ребенку уверенным и доброжелательным тоном, что вам пора идти.
- Поцелуйте его, словно ничего не происходит, и уходите не задерживаясь.
- Продемонстрируйте свою уверенность в воспитателе, обратившись к нему с такими, например, словами: «Вижу, у вас сегодня ожидается веселый день».
- Скажите ребенку, как он может определить время, когда вы должны за ним прийти (например, сразу после обеда), и будьте точны.
- Попрощавшись, уходите не оборачиваясь.
Уже через несколько дней эмоциональное напряжение во время утренних расставаний с ребенком снизится.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ БЕСЕДЫ С РОДИТЕЛЯМИ В РАМКАХ ПЕРВОЙ ВСТРЕЧИ
- Причины определения ребенка в детский сад и родительские ожидания, связанные с этим; вероятность реализации ожиданий родителей и осознание ими того, от кого это зависит.
- Выяснение вопроса, от кого зависит благополучие ребенка в д/с.
- Обсуждение потенциальной проблемы: чего родители опасаются и как они могут справиться со своей тревогой?
- Ознакомление родителей с разными вариантами адаптации детей к д/с и различными вариантами введения детей в группу.
- Выяснение возможностей родителей при организации первого месяца пребывания ребенка в д/с, а также особенностей родительской помощи ребенку на начальном этапе вхождения в новую среду.
- Советы родителям по подготовке ребенка к детскому саду.
Об особенностях семейного воспитания можно сделать предположения, если обратить внимание на следующие моменты:
- Дают родители ребенку время осмотреться или сразу же пытаются вовлечь его во что-либо, например, привлекая внимание к игрушкам или деталям интерьера?
- Заботятся родители о самочувствии ребенка, находясь в кабинете?
- Доверяют они ребенку?
- Сильно ли опекают?
- Жестко ли контролируют?
- Поддерживают детскую инициативу или подавляют?
- Рассказывая о ребенке, «мы» вместо «он»? (Например: «Мы умеем самостоятельно одеваться»).
- Доверяют родители ребенка специалисту или пытаются контролировать ситуацию общения с ним?
- Откровенны ли родители?
- Легко вступают в контакт со специалистом? Насколько настроены на сотрудничество?
- Вступают родители в конкуренцию со специалистом?
- Соглашаются со всем, что говорит специалист, или умеют отстаивать свои интересы, свою точку зрения?
После знакомства с семьей один из специалистов беседует с родителями, другой занимается ребенком. (Если встречу проводит один человек, то, как правило, после непродолжительной беседы с родителями он переключается на общение с ребенком). Родители могут участвовать в игре с малышом или заполнять анкету и знакомиться с информацией по вопросу адаптации. Педагог или психолог, общающийся с ребенком, наблюдает, как он адаптируется к новой ситуации.
То, как ребенок ведет себя в группе, демонстрирует, в определенной мере, модель его типичного поведения при освоении нового пространства и установлении отношений с новыми для него людьми. Опытный специалист поймет, как ребенок в дальнейшем будет осваиваться в группе, как будет устанавливать отношения с другими детьми и взрослыми. Поэтому, диагностируя развитие социальных навыков ребенка, можно сосредоточиться на наблюдении за такими особенностями его поведения, как уверенность в себе, самостоятельность и инициативность, способность устанавливать и поддерживать отношения со взрослым, эмоциональная чувствительность, владение простейшими нормами и правилами поведения. Специалисту необходимо быть хорошим наблюдателем, чтобы увидеть особенности поведения и реакций конкретного ребенка, понять его проблемы, а также типичные для него механизмы приспособления.
Чтобы сделать предположения о степени уверенности ребенка, важны следующие моменты.
- Как он входит в группу: сам или его подталкивают в спину либо тянут за собой родители?
- Как реагирует на незнакомого человека и на новое помещение?
- Проявляет ли активность, стремится ли исследовать помещение?
О самостоятельности малыша можно судить по тому:
- удается ли ему занять себя;
- как он организует освоение нового пространства: может сосредоточиться на одном предмете или переходит от одного предмета к другому, ни на чем долго не задерживаясь;
- может ли в данных обстоятельствах развернуть простые игровые действия;
- насколько активно пользуется речью или предпочитает молчать;
- часто ли обращается за поддержкой к родителям.
Анализируя простейшие навыки сотрудничества, важно обратить внимание на следующее.
- Придерживается ли ребенок общих правил и норм?
- Как реагирует на ограничения, замечания, поощрения взрослого, на изменение тона речи взрослого?
- Проявляет ли инициативу, предлагая игрушку взрослому или привлекая его внимание к чему-либо?
- Обращается ли за помощью к взрослому?
- Каков внешний вид малыша?
- Что можно сказать о его эмоциональности?
Диагностика развития социальных навыков малыша предполагает обеспечение его эмоциональной безопасности, установление доверительных отношений с ним и его родителями и только затем исследование развития социальных навыков и построение гипотез о степени их развития.
Знакомясь с родителями и ребенком, специалист ДУ предлагает каждому удобное место и просматривает заполненные родителями анкеты или просит заполнить анкеты, если это не было сделано ранее (используются стандартные варианты анкетирования, содержащего общие вопросы о ребенке и семье). Таким образом, создается пауза, позволяющая и ребенку, и взрослому осмотреться, освоиться в новом для них пространстве. Психолог ненавязчиво наблюдает за ребенком. Если он внимательно рассматривает интерьер, игрушки, взрослых, если устанавливая зрительный контакт, обращается с вопросом к психологу, тогда можно переходить ко второму этапу диагностики. (Опыт показывает: такие дети в последствии легко привыкают к д/с).
Если ребенок жмется к родителям, не желает общаться со специалистами, не следует торопиться, надо дать малышу еще время. Можно заняться какой-нибудь привлекательной для него деятельностью. Например, если в кабинете есть песочница и емкость с водой, взрослый достает игрушки, запускает в воду дельфинчика, переливает воду из одного сосуда в другой, комментирует свои действия, попутно объясняя правила игры с водой: «Я закатаю рукава, чтобы не замочить их; вода теплая; я играю аккуратно, не расплескиваю воду, а когда наиграюсь, то возьму полотенце и вытру руки. Смотри, у меня руки сухие. Потрогай воду, тебе она какой кажется – теплой или холодной? Посмотри, какие здесь рыбки! Покажи, где большая улитка? Интересно, а ты найдешь в коробке с игрушками собачку?».
Чтобы ребенок почувствовал себя спокойнее, важно направлять его внимание на телесные ощущения: «Потрогай травку (если в кабинете есть искусственная трава). Какая она? Мягкая или жесткая? Смотри, у нас есть волшебный мячик. Он мягкий и вкусно пахнет. Погладь мячик, понюхай его! А это что? Пупырышки у мячика. Какие они? Твердые. А этот шарик как ежик, у него колючки. Потрогай его. Давай, я покатаю его по твоей ладошке». Включение телесных ощущений снижает тревогу ребенка и позволяет установить контакт.
Сначала этот контакт устанавливается через совместно переживаемые телесные ощущения (я чувствую то же, что и ты), а затем через непосредственное прикосновение: взрослый касается руки ребенка, а тот – его ладони. Если ребенок прикоснулся к взрослому, если удалось установить и удержать с ним зрительный контакт, можно считать, что первый этап установления отношений пройден. И только теперь имеет смысл заняться собственно диагностикой.
Необходимо еще раз подчеркнуть: без установления доверительных отношений с ребенком данные диагностики нельзя считать достоверными.
Если специалисту не удается самостоятельно установить контакт с ребенком, можно попытаться сделать это через родителей. Для этого, рассматривая привлекательный предмет, нужно обратиться к родителям малыша: «Смотрите, какой у нас мяч! Правда, приятный на ощупь? Давайте, я его брошу вам, вы – Кирюше. Вот так! Кирюша, бросай мяч маме. Мама бросит мяч мне, а я – Кирюше. Кирюша, лови мяч!»
Детей, контакт с которыми удается установить только через родителей, скорей всего ожидает тяжелая адаптация. Дальнейшее исследование позволит составить более точный прогноз. Иногда все старания оказываются напрасными, а порой только к концу встречи ребенок «оттаивает» и начинает интересоваться тем, что его окружает. В этих случаях стоит сосредоточиться на беседе с родителями, более подробно расспросить их об особенностях домашнего воспитания.
После установления контакта с ребенком специалист наблюдает за тем, как он усваивает новое пространство. Поддерживая малыша («Какой ты молодец! Нашел зайчика. Как осторожно и бережно ты обращаешься с куклой. Какой ты заботливый!»), мы обращаем внимание на то, как он реагирует на поощрение: его доверие к взрослому увеличивается (оптимальная реакция); повышается возбудимость; никакой реакции нет.
Вводя правила и ограничения («Старайся не высыпать песок из песочницы. Если нечаянно высыплешь, скажи мне. Я уберу. Машины у нас катают па ковре. На доске рисуют вот этим фломастером, а стирают губкой»), можно увидеть разную реакцию. Ребенок стремится выполнять правила взрослого. Ребенок начинает нарушать правила, как бы испытывая взрослого. В этой ситуации взрослый указывает ребенку на то, что заметил, что ребенок специально делает это, и, глядя ему в глаза, говорит, что запрещает ему так себя вести: «Я вижу, ты специально бросаешь песок. Мне не нравится, когда у меня мусорят. Я прошу тебя не делать это. Лучше давай насыплем песок в грузовик». Как правило, серьезного тона бывает достаточно, чтобы приструнить ребенка. Такое поведение свидетельствует, скорее, в пользу ребенка. Значит, он чувствует себя в безопасности, если может позволить социальный эксперимент: что можно в обращении с взрослым, а что нельзя? Если ребенок никак не реагирует на замечания взрослого, надо удостовериться в том, что он услышал и понял взрослого. Скорее всего, это свидетельствует о том, что увеличилась тревожность ребенка и он таким образом стремиться прервать общение. Тогда лучше обратиться к его родителям. Чаще тревогу испытывают дети, родители которых сами взволнованы, иногда до такой степени, что не замечают эмоционального состояния малыша и не могут его ободрить. Педагогу или психологу учреждения важно прояснить причину родительских волнений: «Вас что-то сейчас беспокоит? Расскажите о своих опасениях». Снижение напряжения у родителей благотворно скажется на ребенке.
По результатам беседы с родителями и наблюдениям за поведением ребенка складываются прогноз возможной адаптации ребенка и основанная на нем гипотеза о том, как лучше организовать переход малыша от домашнего к семейно-общественному воспитанию.
ПРОГНОЗ ВОЗМОЖНОЙ СТЕПЕНИ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА.
- Легкая адаптация. Ребенок спокойно входит в кабинет, внимательно осматривается, прежде, чем остановит свое внимание на чем-либо. Смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается. Вступает в контакт по своей инициативе, умеет обратиться с вопросом к другому человеку, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использует предметы-заместители (например, понарошку кормит куклу), способен длительное время удерживать внимание на одной игрушке, его речь хорошо развита, настроение бодрое или спокойное, пантомимика выразительна, эмоции легко распознаются. Ребенок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них свое поведение. Умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним. Родители доверяют своему ребенку, не контролируют его поминутно, не опекают, не указывают, что нужно делать, хорошо чувствуют его настроение, поддерживают в случае необходимости. Уверены в себе, с доверием относятся к специалисту, отстаивают свои взгляды, проявляют в общении инициативу и самостоятельность.
- Адаптация средней тяжести. Ребенок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями психолога либо через включение телесных ощущений. Напряженность первых минут постепенно спадает, ребенок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. Речь развита как в пределах возрастной нормы, так и ниже или выше. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирвание). Родители не доверяют ребенку, пытаются его дисциплинировать, делая замечания: «Не бери без спроса. Не разбрасывай игрушки. Веди себя хорошо». Со специалистом могут быть откровенны или держаться на дистанции. Как правило, рекомендации специалиста принимают, задают много вопросов, избегая высказывать свою точку зрения.
- Тяжелая адаптация. Контакт с ребенком удается установить только через родителей. Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. О развитии речи можно узнать только со слов родителей. Замечание или похвала специалиста оставляют ребенка либо безучастным, либо – пугают – он бежит за поддержкой к родителям. Те либо игнорируют потребности ребенка, либо опекают его во всем. Нередко в такой ситуации родитель проявляет тревожность, воспринимая встречу со специалистом как экзамен. Такие родители нуждаются в дополнительных консультациях.
- Очень тяжелая адаптация. С ребенком за время первой встречи не удается установить контакта. Родители сомневаются в том, что он сможет освоиться в д/с. Часто авторитарны, вступают в конкуренцию со специалистами, демонстрируют свою сверх компетентность по всем вопросам. Наблюдения показывают, что нередко родители образуют «альтернативную» пару, например «авторитарный муж – зависимая жена» или «авторитарная бабушка – зависимая мать».