Минутки безопасности в старшей группе
24.02.2025
КАРТОТЕКА
МИНУТОК БЕЗОПАСНОСТИ
Цель:
повлиять на процесс стихийного формирования навыков поведения путем создания у
детей соответствующей установки.
Одна
из главных целей, ради которой проводится это ежедневное экспресс-занятие с
детьми – настроить их на мысли об опасности и «ловушки», которые могут
встретиться в жизни.
Задачи:
-
Формировать
осознанное выполнение правил безопасного для здоровья поведения, используя
воздействие на эмоционально-чувственную сферу ребенка.
-
Учить детей
формулировать правило безопасного для здоровья поведения.
-
Формировать
основы безопасного поведения в быту, социуме и природе.
КАРТОЧКА
№ 1
Можно
ли играть на тротуаре?
Цель:
Формировать представление старших дошкольников о безопасности на улицах и
дорогах.
Ответ: Нет. Тротуар – для движения пешеходов, и поэтому играть на
тротуаре никак нельзя, для игры необходимо использовать детские площадки.
КАРТОЧКА
№ 2
«Как
вести себя зимой на горке»
Цель:
учить детей подчиняться правилам поведения при катании с горки; развивать
выдержку и терпение - умение дожидаться своей очереди; выработать желание
избегать травмоопасных ситуаций.
Ответ:
подниматься на горку только по ступенькам. - Не подниматься и не сбегай по
скользкому скату горки и с боков. - Не кататься стоя, а только сидя. - Не
толкать, не цепляться за товарищей. - Соблюдать очередность. - Не спрыгивать с
горки. - Не стоять на верхней площадке, а сразу садиться и осмотреться. - Не
подниматься на горку и не кататься с игрушками и с предметами в руках. -
Прокатился, быстрее вставай и уходи, т.к. следом за тобой скатится другой и
может сбить тебя.
КАРТОЧКА
№ 3
Должен
ли пешеход двигаться по тротуару, если он есть?
Цель:
Упражнять детей в поведение на улице, в правилах перехода через дорогу.
Ответ:
Да. Тротуар предусмотрен для пешеходов и отделен от проезжей части дороги
бордюрным камнем, который не дает возможности машинам заезжать на него. У нас
существует правостороннее движение, как в большинстве стран мира. Двигаясь по
тротуару, надо держаться правой стороны, чтобы не мешать встречным пешеходам.
Двигаясь по левой стороне, мы можем вынудить других пешеходов выйти на проезжую
часть дороги, что опасно. Важно, чтобы пешеход не был спиной к близкому
транспорту. Если мы идем группой, всегда нужно учитывать ширину тротуара.
Впереди идущих обходят слева.
КАРТОЧКА
№ 4
Можно
ли гулять у домов зимой где висят сосульки /снег с крыши/?
Цель:
дать детям знания о том, что сосульки могут быть опасны для человека (если
упадут с крыши - травма и вспомнить, если облизывать или есть их - ангина);
учить беречься от сосулек в конце зимы - начале весны.
Ответ:
- Нельзя играть там, где с крыши свисают
сосульки или может упасть снег!
-
Подходить и трогать свисающие сосульки!
-
Нельзя сосать и есть сосульки!
-
Не кидайся сосулькой или снегом!
-
Будь внимательным и наблюдательным!
-
Умей заранее предвидеть опасность и избегать ее!
КАРТОЧКА
№ 5
Почему
нельзя ходить по проезжей части дороги?
Цель:
формировать у детей знания правил поведения на дорогах.
Ответ:
Даже по краю проезжей части дороги ходить очень опасно — может задеть или
сбить машина. Ходить нужно только по тротуарам.
КАРТОЧКА
№ 6
Можно
ли начинать переход проезжей части при мигающем зеленом сигнале светофора?
Цель:
углубление знаний дошкольников правил дорожного движения.
Ответ:
Нет. Когда в светофоре мигает зеленый сигнал, это уже предупреждает, что
вот-вот загорится желтый, а после того - запрещающий красный. Время мигающего
зеленого сигнала настолько короткое, что ты не успеешь перейти улицу, а
останавливаться на середине проезжей части очень опасно, и это мешает общему
движению.
КАРТОЧКА
№ 7
Что
такое «Светофор?»
Цель: Ознакомить
детей с правилами перехода (переезда) перекрестка, регулируемого светофором.
Ответ:
Светофор – лучший друг пешехода. С его помощью дорогу переходить гораздо легче
и безопаснее. Бывают светофоры и с одним «глазом» - желтым. Обычно он постоянно
мигает. Ставят такие светофоры на тех улицах, где нет очень сильного движения
транспорта. Этот светофор предупреждает водителей – здесь пешеходы могут
переходить улицу. Правда, сам пешеход должен быть на этом переходе вдвойне
осторожен – всякие у нас бывают водители, и не каждый снижает скорость перед
таким светофором. В некоторых местах устанавливают и специальные светофоры для
пешеходов. Загорается красная стоящая фигурка – стой. Загорелся идущий зеленый
человечек – иди.
КАРТОЧКА
№ 8
Опасность
открытых балконов и окон
Цель:
Закреплять представление детей об источниках опасности и правилах безопасного
поведения дома, развивать самосознание, сообразительность, внимание.
Ответ:
Большая высота опасна. Открытые окна и балкон, это не место для игр. Иногда нам
может казаться, что мы находимся в безопасности просто присев на подоконник или
краешек перил, но одно неосторожное движение может закончиться падением.
КАРТОЧКА
№ 9
Должны
ли пешеходы, двигаясь по тротуару, держаться правой стороны?
Цель:
углубить знания детей о правилах дорожного движения.
Ответ.
Да. У нас в России правостороннее движение, и, чтобы не было напрасных
столкновений, пешеходы на тротуаре должны держаться правой стороны.
КАРТОЧКА
№ 10
Спички
детям не игра
Цель:
Дать понятие детям о том, какую опасность таят в себе спички.
Ответ:
Правила пожарной безопасности соблюдай, со спичками не играй. В спичке или
зажигалке живет маленький огонь, но он может зажечь огромное пламя и сжечь
большой дом. Помни – огромный пожар начинается с маленькой искры.
КАРТОЧКА
№ 11
Какой
из переходов опаснее: обозначенный знаками и «зеброй» или переход со светофором?
Цель:
повторить и закрепить с детьми правила безопасного перехода улицы.
Ответ:
Обозначенный знаками пешеходный переход опаснее потому, что он нерегулируемый.
Сигналы светофора на регулируемом переходе разрешают или запрещают движение
пешеходов. Без светофора пешеход должен внимательно следить за движением,
оценивать расстояние, скорость транспорта и, убедившись в безопасности,
начинать переход проезжей части. Но и на перекрестке со светофором надо
убедиться в безопасности. К сожалению, как среди пешеходов, так и среди
водителей иногда встречаются нарушители.
КАРТОЧКА
№ 12
«Какая
опасность может поджидать детей на участке д/сада во время прогулки»
Цель:
учить детей соблюдать правила безопасного поведения на участке д/с; знать
границы своего участка; напомнить об опасностях, которые подстерегают их на
участке.
Ответ:
нельзя подходить и трогать незнакомые пакеты и сумки, это может быть опасно для
жизни. - Не толкать своих товарищей, не ставить подножки, не драться. - Не
покидать территорию своего участка без разрешения воспитателя. - Не
разбрасывать игрушки. Это нужно не только для порядка, а в целях безопасности.
Так как кто- ни будь может наступить на игрушку или другой предмет, упасть и
травмироваться. - Не трогать грибы и ягоды и не есть их. - Не подходить к
незнакомым людям, если даже они зовут вас.
КАРТОЧКА
№ 13
«Почему
нельзя садиться в чужую машину и уходить
с незнакомыми людьми».
Цель:
Предостерегать детей от контактов с незнакомыми людьми, способствовать развитию
осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми людьми.
Ответ:
К сожалению не все люди желают нам добра. Незнакомец может причинить вам вред.
КАРТОЧКА
№ 14
Мой
руки перед едой
Цель:
воспитывать у детей бережное отношение к здоровью.
Ответ:
Перед едой всегда мой руки. На руках микробов много, если они попадут в
желудок, то ты можешь заболеть. Когда ты хорошо моешь с мылом руки, то вся
грязь и микробы смываются с них, и ты можешь безопасно кушать.
КАРТОЧКА
№ 15
Опасно
ли играть вблизи проезжей части?
Цель:
Продолжать формировать у детей навыки безопасного поведения на улицах, и
дорогах. Ответ: Да. Когда играешь, забываешь, где находишься. Можешь выбежать
на проезжую часть, где твое неожиданное появление может кончиться под колесами
автомашины. Например, ты играл с мячом, он упал на проезжую часть дороги, и ты,
не думая, побежишь за ним.
КАРТОЧКА
№ 16
Лекарства
никогда сам не ешь
Цель:
воспитывать бережное отношение к здоровью.
Ответ:
Лекарства есть нельзя, даже если они вкусные – это очень опасно. Любое
лекарство может отравить и даже убить, если его съесть очень много. Дети не
знают, что и сколько надо принимать из лекарств, поэтому никогда без разрешения
взрослых не трогай лекарственные препараты.
КАРТОЧКА
№ 17
Незнакомца
берегись, дверь ему не открывай
Цель:
учить детей правильно вести себя дома, когда вдруг остаешься один, формировать
представление о том, что нельзя открывать двери никому постороннему.
Ответ:
Дверь чужим не открывай, никому вообще. Ни дяде врачу, ни тёте соседке, ни
полицейскому, ни сантехнику – это может быть бандит! Даже если за дверью
говорят, что это родители попросили – не верь! Сразу позвони родителям скажи,
что кто-то пришел и стоит под дверью. Если кто-то чужой пытается открыть дверь
твоей квартиры, сразу звони в полицию и называй свой адрес или через окно зови
на помощь прохожих.
КАРТОЧКА
№ 18
Если
кто-то из взрослых пешеходов переходит проезжую часть на красный сигнал
светофора, можно ли следовать его примеру?
Цель:
формировать у детей навыки безопасного поведения на улице.
Ответ:
Нет. Нельзя повторять ошибки других. Если ты когда-то что-то делал неправильно
и оказался ненаказанным, может появиться желание повторить эти ошибки. Жертвами
дорожных происшествий становятся не все, кто нарушает правила, а те, кому не
повезло. А знаешь ли ты, когда тебе не повезет? В движении очень опасны
неправильные привычки.
«Почему
нельзя играй с бродячими животными»
Цель:
разъяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасными; учить
заботиться о своей безопасности.
Ответ:
контакты с животными иногда могут быть опасными. Они могут оказаться
агрессивными, бешенными. Уличные кошки и собаки могут быть больны чем-то
заразным. Их можно и нужно кормить, но гладить и играть с ними опасно. Тем
более нельзя дразнить и мучить животных. Важно помнить, что животные наиболее
агрессивны во время еды и когда около них находятся их маленькие детеныши.
Помни:
-
Не убегайте от собаки на улице. Собаки преследуют убегающих.
-
Не гладьте незнакомых животных и не берите их на руки! Они могут оказаться
больными, заразными, у них могут быть клещи или блохи, или они могут
неправильно среагировать на вашу ласку и укусить без предупреждения.
-
Не смотрите пристально собаке в глаза, она может принять этот
взгляд
за вызов.
-
Если вы встретитесь с собакой в узком проходе или проулке, уступите ей место,
встаньте боком к собаке.
-
Не трогайте чужую кошку или собаку. Даже при хорошем отношении с твоей стороны
они могут чего- то испугаться и в целях самозащиты оцарапать или укусить. - Не
целуйте (они часто роются в земле и у них на морде много микробов) и не
дразните животных (они могут терять терпение и укусить);
КАРТОЧКА
№ 20
Не
оставляй открытый кран
Цель:
воспитывать у детей чувство ответственного поведения за свою жизнь.
Ответ:
Из открытого крана вода может быстро заполнить мойку или ванну и потечь на пол.
И будут плавать башмаки и будут хлюпать сапоги и всё утонет под водой и станет
вам она бедой.
КАРТОЧКА
№ 21
Почему
нельзя переходить улицу на красный или желтый сигнал светофора?
Цель:
профилактика детского дорожного травматизма.
Ответ:
Если для пешехода горит красный сигнал, то для транспорта горит зеленый.
Обычно в местах, где движение регулируется, транспортных средств много,
движение очень интенсивное. Каждый водитель, приближаясь к перекрестку,
старается быстрее проехать его (за исключением тех, кто совершает повороты. Они
должны пропустить пешеходов). Сигналы светофора быстро меняются. Меньше всего
горит желтый, который является переходным и не разрешает начинать переход
проезжей части.
КАРТОЧКА
№ 22
Будь
с посудой аккуратен, со стола не дёргай скатерть
Цель:
учить замечать детей опасные предметы вокруг себя.
Ответ:
На столе может стоять разная посуда, может быть чашка с горячим чаем или
кастрюля с супом. Всегда веди себя осторожно, чтобы не обжечься и не разбить
посуду. Будь с посудой осторожен, безопасность соблюдай и тогда ты просто
сможешь выпить вкусный сладкий чай.
КАРТОЧКА
№ 23
Может
ли на дороге быть скользко тогда, когда нет снега?
Цель:
продолжать формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей
дорожной среды.
Ответ:
Да. Проезжая часть дороги становится скользкой тогда, когда начинается дождь,
снегопад, а очень скользко бывает осенью, во время листопада. В это время
проезжая часть дороги и трамвайные пути будто покрыты маслом, поэтому
тормозной путь немного больше, чем по сухой дороге.
КАРТОЧКА
№ 24
Не
говори по телефону с незнакомцами
Цель:
Предостерегать детей от контактов с незнакомыми людьми, способствовать развитию
осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми людьми. Ответ: если дома ты один, телефона трубку
взял, незнакомый человек тебе звонит, незнакомец говорит и вопросы задает. Не
говори ему, что взрослых нет дома, скажи, что взрослый в ванной или спит и
потом сам перезвонит. Не называй свой адрес и не говори номер телефона или
какие-то другие данные, скажи, что тебе это не разрешают. Скажи «до свидания» и
повесь трубку. Сообщи родителям про звонок.
КАРТОЧКА
№ 25
Почему
опасно перебегать проезжую часть?
Цель:
закрепить знания детей об основных элементах дороги.
Ответ:
Когда человек бежит, ему трудно наблюдать, видеть. А при переходе дороги
главное—внимательно наблюдать по сторонам, потому что дорога обманчива:
кажется, безопасно — и вдруг из переулка или из-за другой машины выезжает
машина.
Когда
бежишь, можно столкнуться и упасть, особенно если дорога неровная.
КАРТОЧКА
№ 26
Острые
предметы опасны
Цель:
дать знания о предметах, опасных для жизни и здоровья ребенка.
Ответ:
Не играй с острыми предметами – это опасно. Можно уколоться, можно порезаться.
Если родители тебе уже разрешают резать ножом еду, то делай это аккуратно,
держи руку подальше от лезвия и следи, чтобы оно не соскользнуло и не порезало
тебе пальцы.
КАРТОЧКА
№ 27
Можно
ли начинать переходить улицу при желтом сигнале светофора?
Цель:
Закрепить знания детей о безопасном движении
Ответ:
Нет. Желтый сигнал светофора - это промежуточный сигнал. Он не позволяет
начинать переход, но разрешает закончить его в случае, если при разрешающем
сигнале не успели
это
сделать или в середине улицы нет «островка безопасности». Остаться в середине
улицы, где нет «островка безопасности», крайне опасно.
КАРТОЧКА
№ 28
Можно
ли есть снег и сосульки!»
Цель:
дать детям знания о том, что сосульки снег могут быть опасны для человека (если
упадут с крыши - травма, если облизывать или есть их - ангина)
Ответ:
Я вам расскажу, ребята,
Умные
школьники и дошколята
Здоровье
свое всегда берегут,
Снег
и сосульки в рот не берут!
С
крыши свесилась сосулька,
С
виду вкусный леденец!
Заработает
ангину.
Если
съест ее глупец!
КАРТОЧКА
№ 29
Опасность
от розетки и плиты
Цель:
закреплять знания правил безопасности в быту. Продолжать формировать основы
правильного поведения в критических ситуациях.
Ответ:
Техника пожарной безопасности в каждом доме важно. В розетке электричество,
если туда что-то засунуть, то тебя может ударить током. Искры могут зажечь
огромный пожар. Будь умным, ничего не засовывай в розетку, ток нужен для работы
электроприборов, но он очень опасен. Не балуйся с электроприборами и розеткой.
Если тебе разрешают что-то греть на плите, то её не оставляй без присмотра,
огонь может греть еду, а может устроить огромный пожар. Безопасность должна
быть на первом месте.
КАРТОЧКА
№ 30
«Как
был наказан любопытный язычок»
Цель:
дать детям знания о том, что железные предметы зимой очень опасны, что
нельзя к ним прикасаться языком, губами и голыми ручками; научить заботиться
о своей безопасности, предупредить несчастный случай.
Ответ:
нельзя зимой прикасаться язычком, губами и голыми руками к железным предметам!
Они приклеятся и не оторвать. Это очень опасно для здоровья. Не отрывать
с силой, если несчастье все- таки с тобой случилось. Звать на помощь взрослого,
если с кем- то из твоих товарищей произошло такое.
КАРТОЧКА
№ 31
Что
такое «пешеходный переход?»
Цель:
закреплять у детей навыки безопасного поведения на улицах города; развивать
мышление, внимание, наблюдательность.
Ответ:
Пешеходный переход - это дорожная разметка для пешеходов. Его обозначают на
асфальте белыми широкими полосками, которые идут поперек дороги. Эти полоски
называют «зеброй».
КАРТОЧКА
№ 32
Как
вести себя, если на улице «Гололед»
Цель:
Познакомить детей с правилами безопасного поведения при гололеде.
Ответ:
- не толкаться, не бегать, не играть на скользкой дороге,
-
не подставлять подножки товарищам, не бороться, идти осторожно, не кататься;
-
если кто-то упал, помочь подняться, звать на помощь взрослого!
КАРТОЧКА
№ 33
На
проезжей части разметка «зебра». Если взрослый с ребенком хочет перейти там
улицу, должен ли он убедиться, что нет приближающихся автомашин?
Цель:
расширять кругозор детей по ПДД.
Ответ:
Да. Проезжую часть никогда нельзя переходить, не убедившись в безопасности. Ни
одно транспортное средство нельзя остановить моментально. Поэтому даже
обозначенный пешеходный переход не дает права пешеходу «вслепую» переходить
проезжую часть дороги. Особое внимание требуют улицы, где на проезжей части в
одном направлении несколько рядов. Движущаяся машина в первом ряду
остановилась, но остановились ли машины в других рядах. В этом надо убедиться.
Обозначенным пешеходным переходом считается тот переход, где разметка «зебра»
или около которого стоит дорожный знак «Пешеходный переход».
КАРТОЧКА
№ 34
Обозначают
ли пешеходный переход на асфальте белыми полосами?
Цель:
продолжать расширять кругозор детей по ПДД.
Ответ:
Да. На обозначенных пешеходных переходах белой краской нарисованы довольно
широкие полосы, и от края тротуара стрелками показано направление движения.
Около таких переходов обязательно есть указательный дорожный знак «Пешеходный
переход» (описать знак), так как зимой на асфальте полосы не видны. Такая
разметка еще называется «зеброй». На таком переходе пешеход, который уже на
проезжей части, имеет преимущество перед транспортом, но всегда нужно быть
внимательным, особенно когда движение в одном направлении в несколько рядов.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 05.03.2025
Дата обновления: 05.03.2025
Дата публикации: 24.02.2025